Какова точность измерения линейкой

§ 5. Точность и погрешность измерений

Всякое измерение может быть выполнено с большей или меньшей точностью.

В качестве примера рассмотрим измерение длины ручки демонстрационным метром с сантиметровыми делениями (рис. 14).

Вначале определим цену деления линейки. Она будет равна 1 см.

Если верхний конец ручки совместить с нулевым штрихом, то нижний будет находиться между 11 и 12 штрихами, но ближе к 11.

Какое же из этих двух значений следует принять за длину ручки? Очевидно, то, которое ближе к истинному значению, т. е. 11 см.

Считая, что длина ручки 11 см, мы допустили неточность, так как ручка чуть длиннее 11 см.

В физике допускаемую при измерении неточность называют погрешностью измерений.

Погрешность измерения не может быть больше цены деления шкалы измерительного прибора.

В нашем случае погрешность измерения ручки не превышает 1 см. Если такая точность измерений нас не удовлетворяет, то можно произвести измерения с большей точностью. Но тогда придётся взять масштабную линейку с миллиметровыми делениями, т. е. с ценой деления 1 мм.

В этом случае длина ручки окажется равной 11,2 см.

Из этого примера видно, что точность измерений зависит от цены деления шкалы прибора.

Чем меньше цена деления, тем больше точность измерения.

Точность измерения зависит также от правильного применения измерительного прибора, расположения глаза при отсчёте по прибору.

Вследствие несовершенства измерительных приборов и наших органов чувств при любом измерении получаются лишь приближённые значения, несколько большие или меньшие истинного значения измеряемой величины.

Во время выполнения лабораторных работ или просто измерений следует считать, что погрешность измерений равна половине цены деления шкалы измерительного прибора.

Измерим длину карандаша. Нулевую отметку линейки совместим с одним концом карандаша, а другой её конец окажется вблизи 14 см. Цена деления линейки 1 мм, тогда погрешность измерения будет равна 0,5 мм или 0,05 см.

Следовательно, длину карандаша можно записать в виде

где I — длина карандаша.

Истинное значение длины карандаша находится в интервале от 13,95 см до 14,05 см.

При записи величин, с учётом погрешности, следует пользоваться формулой

где А — измеряемая величина, а — результат измерений, Δа — погрешность измерений (Δ — греч. буква «дельта»).

1. Как понимать выражение «измерить длину с точностью до 1 мм»?
2. Можно ли линейкой, имеющей сантиметровые деления, измерить длину с точностью до 1 мм?
3. Какова связь точности измерений с ценой деления шкалы прибора?
4. Какой формулой необходимо пользоваться при записи физических величин с учётом погрешности?

1. Измерьте линейкой с миллиметровыми делениями длину и ширину вашего учебника. Запишите результаты с учётом погрешности измерения.

2. Пользуясь рисунком 11, б, определите погрешность измерения термометра.

3. Измерьте линейкой с миллиметровыми делениями длину и высоту картины Л. да Винчи (рис. 15). Запишите результаты измерений с учётом погрешности. Используя Интернет, найдите название картины, её истинный размер и определите масштаб, в котором картина представлена в учебнике.

Источник:
http://xn--24-6kct3an.xn--p1ai/%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B0_7_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81_%D0%9F%D0%B5%D1%80%D1%8B%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD/5.html

§ 7. Измерительные приборы. Цена деления. Точность измерений

Приступая к измерениям, необходимо прежде всего подобрать приборы с учетом их пределов измерений. Пределы измерения — это минимальное (нижний предел) и максимальное (верхний предел) значения шкалы прибора. Чаще всего предел измерения один, но может быть два. Например, линейка (рис. 37) имеет один предел (верхний). Он равен 25 см. У термометра (рис. 38) два предела: верхний предел измерения температуры равен +50 °С; нижний предел измерения — -40 °С.

На рисунке 39 изображены три линейки с одинаковыми верхними пределами (25 см). Но эти линейки измеряют длину с различной точностью. Наиболее точные результаты измерений дает линейка 1, менее точные — линейка 3. Что же такое точность измерений и от чего она зависит? Для ответа на эти вопросы рассмотрим сначала цену деления шкалы прибора.

Цена деления — это значение наименьшего деления шкалы прибора.

Чтобы определить цену деления шкалы, необходимо: выбрать два соседних значения, например 3 см и 4 см, на шкале линейки (см. рис. 39);

подсчитать число делений (не штрихов!) между этими значениями; на линейке 1 (см. рис. 39) число делений между значениями 3 см и 4 см равно 10;

вычесть из большего значения меньшее (4 см — 3 см = 1 см) и полученный результат разделить на число делений.

Полученное значение и будет ценой деления шкалы прибора. Обозначим ее буквой С.

C1 = 1 см : 10 дел = 0,1 см/дел

C2 = 1 см : 5 дел = 0,2 см/дел

C3 = 1 см : 2 дел = 0,5 см/дел

Точно так же можно определить и цену деления шкалы мензурок 1 и 2 (рис. 40). Цена деления шкалы мензурки 1:

Цена деления шкалы мензурки 2:

Измерим один и тот же объем мензуркой 1 и мензуркой 2. Исходя из показаний шкалы объем воды в мензурке 1:

V = 35 мл.

Из показаний шкалы мензурки 2:

V = 37 мл.

Понятно, что точнее измерен объем воды мензуркой 2, цена де- ления которой меньше (1 мл/дел

Рис. 42

  1. Определите:
    1. цену деления каждой шкалы транспортира, изображенного на рисунке 42;
    2. значение угла ВАС, используя каждую шкалу. Укажите точность измерения угла ВАС в каждом случае.
  2. Определите цену деления шкалы часов, если между делениями, соответствующими значениям 15 мин и 30 мин, имеется 3 деления.
  3. Температура воздуха в комнате t = 16°С. После того как протопили печь, столбик комнатного термометра поднялся на 4 деления. Определите, какая температура воздуха установилась в комнате, если цена деления термометра С = 2,0°С/дел.
  4. Какую температуру показывает термометр (рис. 43). С какой точностью можно измерять температуру данным термометром?

    Рис. 43
    На рисунке 44 представлены четыре мензурки. Определите цену деления каждой мензурки и объемы жидкостей, налитых в них.

    Рис. 44
    Определите, одинаковые ли объемы жидкостей налиты в мензурки (рис. 45). Какая из мензурок позволяет определить объем жидкости с большей точностью?

    Источник:
    http://tepka.ru/fizika_6/7.html

    Какова точность измерения линейкой

    1. Как понимать выражение «измерить длину с точностью до 1 мм»?
    2. Можно ли линейкой, имеющей сантиметровые деления, измерить длину с точностью до 1 мм?
    3. Какова связь точности измерений с ценой деления шкалы прибора?
    4. Какой формулой необходимо пользоваться при записи физических величин с учётом погрешности?

    • Вопрос 1
    Это значит, что погрешность измерений не должна превышать 1мм.
    • Вопрос 2
    Нельзя, если на линейке нет миллиметровых делений.
    • Вопрос 3
    Чем меньше цена деления, тем больше точность. Точность измерения не может превышать половины цены деления.
    • Вопрос 4
    А – измеряемая величина, а – результат измерений, ?а – погрешность измерений.

    1. Как понимать выражение «измерить длину с точностью до 1 мм»?

    Измерить длину с точностью до 1 мм — это значит, что погрешность измерения нс должна превышать 1мм.

    2. Можно ли линейкой, имеющей сантиметровые деления, измерить длину с точностью до 1 мм?

    Линейкой, имеющей сантиметровые деления, измерить длину с точностью до 1 мм нельзя. Такой линейкой, при правильном измерении, можно добиться погрешности не больше 1 см.

    3. Какова связь точности измерений с ценой деления шкалы прибора?

    Чем меньше цена деления шкалы прибора, тем больше точность измерения.

    4. Какой формулой необходимо пользоваться при записи физических величин с учётом погрешности?

    При записи величин, с учетом погрешности, следует пользоваться формулой:

    А=а±Δа, где A — измеряемая величина, а — результат измерений, Δа — погрешность измерений( Δ — греч.буква «Дельта»).

    При изучений физических явлений проводят различные измерения.
    Физики измеряют физические величины.

    При изучении падение тела, надо измерить высоту, с которой падает тело, массу тела, его скорость и время падения.
    Чтобы узнать, например, зависит ли объем воды или другой жидкости от ее температуры и как зависит, нужно, нагревая воду, измерять и объем, и температуру.
    Объем и температура, время и длина, площадь, скорость, масса, сила — это физические величины.

    1. Что значит измерить?

    Измерить какую-либо физическую величину — это значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу этой величины.

    Измерить длину стола — значит сравнить ее с другой длиной, которая принята за единицу длины, например с метром.
    В результате измерения величины получаем ее числовое значение, выраженное в принятых единицах.

    2. Какие бывают единицы имерения?

    Для каждой физической величины приняты свои единицы измерения.

    Очень удобно пользоваться одинаковыми единицами физических величин во всех странах мира.
    Поэтому с 1963 г. применяется Международная система единиц — СИ (система интернациональная).

    единица длины — 1 метр (1м),
    единица времени — 1 секунда (1с),
    единица массы — 1 килограмм (1 кг).

    Кроме того, используются кратные единицы (кратные основной единице), которые в 10, 100, 1000 и т. д. раз больше.
    Эти единицы получили наименования с приставками, взятыми из греческого языка.
    «Дека» — 10, «гекто» — 100, «кило» — 1000 и др.

    Используются и дольные единицы, которые в 10, 100, 1000 и т. д. раз меньше принятых единиц величин.
    В них применяют приставки, также взятые из латинского языка. «Деци» — 0,1, «санти» — 0,01, «милли» — 0,001 и др.

    Некоторые приставки к названиям единиц:

    г — гекто (100 или 10 2 )
    к — кило (1000 или 10 3 )
    М — мега (1 000 000 или 10 6 )

    д — деци (0,1 или 10 -1 )
    с — санти (0,01 или 10 -2 )
    м — милли (0,001 или 10 -3 )

    Длина столовой ложки 20 см.
    Ее длина в метрах (м):
    20 см = 0,20 м или 2 • 10 -1 м.

    3. Что такое измерителный прибор?

    Для измерения физических величин нужны измерителные приборы.

    Есть измерителные приборы для простых измерений. Например, измерительная линейка, рулетка, мензурка, применяемая для измерения объема жидкости.
    Есть сложные измерительные приборы: секундомеры, термометры и другие.
    По мере развития физики и техники приборы усложнялись и появились, например, приборы, при помощи которых изучают строение вещества.

    У измерительных приборов есть измерительная шкала, на которой штрихами нанесены деления и написаны значения величин.

    Между двумя большими штрихами могут быть дополнительно нанесены несколько делений, не обозначенных числами.

    Значение измеряемой величины между ближайшими штрихами называется ценой деления прибора.

    Например, у обычной школьной линейки расстояние между двумя ближайшими штрихами составляет 1 мм, это цена деления линейки.

    4. Как определить цену деления измерительной шкалы прибора?

    Прежде чем использовать измерительный прибор, надо определить цену деления этого прибора.
    Надо установить, какому значению величины соответствует каждое самое малое деление.

    Для того чтобы определить цену деления, необходимо:
    — найти два ближайших штриха шкалы, возле которых написаны значения величины;
    — вычесть из большего значения меньшее и полученное число разделить на число делений, находящихся между ними.

    5. Примеры определения цены деления

    а) Определение цены деления секундомера.
    Используем любые два штриха, около которых нанесены значения измеряемой величины (времени), например штрихи с обозначениями 5 и 10 с.
    Расстояние между этими штрихами разделено на 10 делений. Значит, цена каждого деления равна:

    Секундомер показывает 22 с.

    б) Определение цены деления термометра.
    Возьмем, например, ближайшие друг к другу штрихи с обозначениями 10 °С и 20 °С. Расстояния между ними разделены на 10 делений. Следовательно,
    цена каждого деления будет равна: 20 °С — 10 °С = 10 °С, далее 10 °С : 10 = 1 °С.
    Термометр показывает 24 °С.


    6. Что такое точность и погрешность измерений?

    Любое измерение может быть выполнено с большей или меньшей точностью.
    В физике допускаемую при измерении неточность называют погрешностью измерения.
    Погрешность измерения не может быть больше цены деления измерительного прибора.

    Из этого примера видно, что точность измерений зависит от цены деления шкалы прибора.
    Чем меньше цена деления, тем больше точность измерения.
    При измерении принято считать, что: погрешность измерений равна половине цены деления шкалы измерительного прибора.

    При записи величин, с учетом погрешности, пользуются формулой:

    где А — измеряемая величина,
    а — результат измерений,
    дельта а — погрешность измерений (треуголник — греч. буква «дельта»).

    Если длина книги 20 см, а цена деления линейки 1 мм, то погрешность измерения будет равна 0,5 мм, или 0,05 см.
    Следовательно, длину книги можно записать так:
    L = (20 ±0,05) см,
    где L — длина книги.
    Истинное значение длины книги находится в интервале от 19,95 см до 20,05 см.

    Главное:

    Измерить какую-либо величину — это значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу этой величины.
    Основные единицы системы СИ: метр, килограмм, секунда.
    Для того чтобы определить цену деления, необходимо:
    — найти два ближайших штриха шкалы, возле которых написаны значения величины;
    — вычесть из большего значения меньшее и полученное число разделить на число делений, находящихся между ними.

    Источник:
    http://stroi-obzor.ru/strojka/kakova-tochnost-izmerenija-linejkoj/

    § 7. Измерительные приборы. Цена деления. Точность измерений

    Приступая к измерениям, необходимо прежде всего подобрать приборы с учетом их пределов измерений. Пределы измерения — это минимальное (нижний предел) и максимальное (верхний предел) значения шкалы прибора. Чаще всего предел измерения один, но может быть два. Например, линейка (рис. 37) имеет один предел (верхний). Он равен 25 см. У термометра (рис. 38) два предела: верхний предел измерения температуры равен +50 °С; нижний предел измерения — -40 °С.

    На рисунке 39 изображены три линейки с одинаковыми верхними пределами (25 см). Но эти линейки измеряют длину с различной точностью. Наиболее точные результаты измерений дает линейка 1, менее точные — линейка 3. Что же такое точность измерений и от чего она зависит? Для ответа на эти вопросы рассмотрим сначала цену деления шкалы прибора.

    Цена деления — это значение наименьшего деления шкалы прибора.

    Чтобы определить цену деления шкалы, необходимо: выбрать два соседних значения, например 3 см и 4 см, на шкале линейки (см. рис. 39);

    подсчитать число делений (не штрихов!) между этими значениями; на линейке 1 (см. рис. 39) число делений между значениями 3 см и 4 см равно 10;

    вычесть из большего значения меньшее (4 см — 3 см = 1 см) и полученный результат разделить на число делений.

Полученное значение и будет ценой деления шкалы прибора. Обозначим ее буквой С.

C1 = 1 см : 10 дел = 0,1 см/дел

C2 = 1 см : 5 дел = 0,2 см/дел

C3 = 1 см : 2 дел = 0,5 см/дел

Точно так же можно определить и цену деления шкалы мензурок 1 и 2 (рис. 40). Цена деления шкалы мензурки 1:

Цена деления шкалы мензурки 2:

Измерим один и тот же объем мензуркой 1 и мензуркой 2. Исходя из показаний шкалы объем воды в мензурке 1:

V = 35 мл.

Из показаний шкалы мензурки 2:

V = 37 мл.

Понятно, что точнее измерен объем воды мензуркой 2, цена де- ления которой меньше (1 мл/дел

Рис. 42

  1. Определите:
    1. цену деления каждой шкалы транспортира, изображенного на рисунке 42;
    2. значение угла ВАС, используя каждую шкалу. Укажите точность измерения угла ВАС в каждом случае.
  2. Определите цену деления шкалы часов, если между делениями, соответствующими значениям 15 мин и 30 мин, имеется 3 деления.
  3. Температура воздуха в комнате t = 16°С. После того как протопили печь, столбик комнатного термометра поднялся на 4 деления. Определите, какая температура воздуха установилась в комнате, если цена деления термометра С = 2,0°С/дел.
  4. Какую температуру показывает термометр (рис. 43). С какой точностью можно измерять температуру данным термометром?

    Рис. 43
    На рисунке 44 представлены четыре мензурки. Определите цену деления каждой мензурки и объемы жидкостей, налитых в них.

    Рис. 44
    Определите, одинаковые ли объемы жидкостей налиты в мензурки (рис. 45). Какая из мензурок позволяет определить объем жидкости с большей точностью?

    Источник:
    http://tepka.ru/fizika_6/7.html

    Измерительные линейки, штангенинструмент и микрометрические инструменты

    Измерительные линейки, штангенинструмент и микрометрические инструменты

    Измерительные линейки

    Измерительные линейки (рис. 1.7) относятся к штриховым мерам и предназначены для измерения размеров изделий 14. 18 квалитетов точности прямым методом.

    Они предназначены для измерений высот, длин, диаметров, глубин в различных отраслях промышленности, в том числе и в машиностроении. Их основное преимущество — простота конструкции, низкая стоимость, надежность и простота в измерении. Измерение производят прикладыванием линейки к измеряемому объекту, чаще всего совмещая нулевой штрих линейки с краем детали. Отсчет по шкале на другом краю детали дает искомый результат измерения. Но это не обязательно. Так, например, при измерении диаметра отверстия снимаются два показания: с одной стороны отверстия и с другой. Вычитая из большего значения меньшее, получаем размер диаметра.

    Конструкции линеек однотипны. Они представляют собой металлическую полосу шириной 20. 40 мм и толщиной 0,5. 1,0 мм, на широкой поверхности которой нанесены деления. Линейки изготавливают с одной или двумя шкалами, с верхними пределами измерений 150, 300, 500 и 1 000 мм и ценой деления 0,5 или 1 мм. Линейки с ценой деления 1 мм могут иметь на длине 50 мм от начала шкалы полумиллиметровые деления.

    Рис. 1.7. Линейки металлические

    Допускаемые отклонения действительной общей длины шкалы линеек от номинального значения находятся в пределах +(0,10. 0,20) мм в зависимости от общей длины шкалы, а отдельных подразделений— не более ±(0,05. 0,10) мм.

    Поверку (калибровку) линеек, т. е. определение погрешности нанесения штрихов, производят по образцовым измерительным линейкам, которые называются штриховыми мерами. Погрешность такого сравнения не превышает 0,01 мм.

    Штангенинструмент

    Предназначен для абсолютных измерений линейных размеров наружных и внутренних поверхностей, а также для воспроизведения размеров при разметке деталей.

    К нему относятся штангенциркули (рис. 1.8), штангенглубино- меры и штангенрейсмасы.

    Основными частями штангенциркуля являются штанга-линейка с делениями шкалы 1 мм и перемещающаяся по линейке шкала-нониус 5. По штанге-линейке отсчитывают целое число миллиметров, а по нониусу— десятые и сотые доли миллиметра.

    По основной линейке 1 с неподвижными губками 2 перемещается рамка 3 с подвижными измерительными губками. Для плавного перемещения рамки по штанге-линейке предусмотрено микрометрическое устройство 7, состоящее из хомутика, зажима и гайки микрометрической подачи. На подвижной рамке установлен стопорный винт 4. Для измерения глубины отверстий пазов и других внутренних элементов деталей используется линейка глубиномера 6.

    Для отсчета с помощью нониуса сначала определяют по основной шкале целое число миллиметров перед нулевым делением нониуса. Затем добавляют к нему число долей по нониусу в соответствии с тем, какой штрих шкалы нониуса ближе к штриху основной шкалы (рис. 1.8, г).

    Основные типы нониусов (I—IV) представлены на рис. 1.9.

    Основными характеристиками нониуса являются величина отсчета по нониусу (цена деления нониуса) а и модуль нониуса у, которые определяются по следующим формулам:

    где i — цена деления основной шкалы, мм; n — число делений нониуса; l — длина шкалы нониуса мм.

    Рис. 1.8. Конструкция штангенциркулей:

    а — типа ШЦ-1; б — типа ШЦ-П; в — типа ШЦ-Ш; г — отсчет по нониусу; 7 — штанга-линейка; 2 — измерительные губки; 3 — рамка; 4 — винт зажима рамки; 5 — нониус; 6 — линейка глубиномера; 7 — рамка микрометрической подачи

    Наибольшее распространение получили нониусы с точностью отсчета 0,1; 0,05; 0,02 мм. Основные метрологические характеристики штангенинструментов, применяемых в машиностроении, представлены в табл. 1.2.

    ГОСТ 166—89 предусматривает изготовление и использование трех типов штангенциркулей: ШЦ-1 с ценой деления 0,1 мм, ШЦ-П с ценой деления 0,05 мм и 0,1 мм, ШЦ-Ш с ценой деления 0,05 и 0,1 мм. Кроме того, на заводах применяют ранее изготовленные штангенциркули с ценой деления нониуса 0,02 мм, а также индикаторные штангенциркули с ценой деления индикатора 0,1; 0,05; 0,02 мм.

    В штангу индикаторного штангенциркуля (рис. 1.10) вмонтирована зубчатая рейка 2, по которой перемещается зубчатое колесо 3 индикатора, закрепленного на рамке 1. Перемещение зубчатого колеса передается на стрелку индикатора, показывающую единицы, десятые и сотые доли миллиметра.

    Для линейных измерений в последнее время применяют также штангенинструменты с электронным цифровым отсчетом (рис. 1.11). В этих приборах вдоль штанги также располагается многозначная мера, по которой отсчитывается величина перемещения подвижной рамки. В качестве многозначной меры используются фотоэлектрические или емкостные преобразователи. Большинство штангенинструментов с электронным отсчетным устройством имеют возможность представления результата измерения непосредственно на шкалу прибора либо на подключаемый к нему микропроцессор. Цена деления таких приборов составляет 0,01 мм.

    Штангенглубиномеры (ГОСТ 162 — 90) (рис. 1.12) принципиально не отличаются от штангенциркулей и применяются для измерения глубины отверстий и пазов. Рабочими поверхностями штангенглубииомеров являются торцовая поверхность штанги-линейки 1 и база для измерений — нижняя поверхность основания 4. Для удобства отсчета результатов измерений, повышения точности и производительности контрольных операций в некоторых типах штангенглубииомеров вместо нониусной шкалы предусматривается установка индикатора часового типа с ценой деления 0,05 и 0,01 мм.

    Штангенрейсмасы (ГОСТ 164—90) (рис. 1.13) являются основными измерительными инструментами для разметки деталей и определения их высоты. Они могут иметь дополнительный присоединительный узел для установки измерительных головок параллельно или перпендикулярно плоскости основания.

    Источник:
    http://eti.su/articles/izmeritelnaya-tehnika/izmeritelnaya-tehnika_1484.html

    Конспект урока
    методическая разработка на тему

    Предварительный просмотр:

    Департамент образования и науки Тюменской области

    Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

    ПМ.01. Подготовительно-сварочные работы

    19906. Электросварщик ручной сварки.

    Рассмотрено на заседании ПЦК

    профессионального учебного цикла Протокол №__ от __________

    Председатель ________ Тарасевич Е.В.

    Назарова К.С.. мастер производственного обучения

    Профессия 15.01.05. Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

    Профессиональный модуль ПМ. 01. Подготовительно-сварочные работы

    Тема: Контрольно-измерительные инструменты

    Обучающая – формирование у студентов первоначальных практических профессиональных умений в рамках модуля ПМ. 01. Подготовительно-сварочные работы

    ППКРС по основным видам профессиональной деятельности для освоения рабочей профессии, обучение трудовым приемам, сформировать умения и навыки измерения деталей штангенциркулем.

    Требования к знаниям :

    • средства и приёмы измерений линейных размеров, углов, отклонений формы поверхности;

    Требования к умениям:

    • проверять точность сборки;

    Развивающая – развить познавательный интерес, привить навыки самостоятельной работы при освоении общих и профессиональных компетенций по избранной профессии:

    1. Ценностно-смысловой компетенции: способность разбирать практические ситуации на основе собственных позиций, способность принимать решения;
    2. Общекультурной компетенции: владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности;
    3. Компетенции социального взаимодействия : способность работать в команде; способность организовать работу в группе; способность контролировать свои эмоции;
    4. Коммуникативной компетенции: способность слушать и выделять главное в речи; способность давать ответы на поставленные вопросы; способность обосновывать свои высказывания;
    5. Компетентности «готовность к самообразованию» способность самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи;
    6. Технологической компетентности : способность осваивать новые технологии и технологически мыслить в различных ситуациях при подготовительно-сварочных работах.

    Воспитательная – формирование профессионально-личностных качеств, профессиональной грамотности и стремления к приобретению профессиональных навыков.

    1. формирование у студентов первоначальных практических профессиональных умений в рамках модуля ПМ. 01. Подготовительно-сварочные работы ППКРС по основным видам профессиональной деятельности для освоения рабочей профессии;
    2. обучение трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, характерных для соответствующей профессии и необходимых для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной профессии.

    Методы обучения: словесно — наглядный с практическим показом трудовых приемов

    Методы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль,

    Форма обучения : фронтальная, индивидуальная

    МПС (межпредметная связь) – МДК.01.01. Подготовка металла к сварке: математика, физика, охрана труда, основы материаловедения, инженерная графика.

    1.Аппаратно-техническое обеспечение: компьютер, проектор.

    2.Оборудование и материалы

    • Линейки измерительные металлические
    • Штангенциркуль с величиной отсчета по нониусу 0,1мм
    • Рулетки: кнопочная самосвертывающаяся; простая; желобчатая
    • Слесарные угольники
    • Угломер
    • Спецодежда (куртка х /б)

    Место проведения занятия учебной практики – слесарная мастерская каб.№210

    1. Организационная часть
    1. Приветствие учащихся и проверка посещаемости.
    2. Проверка рабочей одежды и готовности к занятию.
    3. Назначение дежурных.
    1. Повторение пройденного материала

    1. Сообщение темы и учебной цели урока.

    2. Провести опрос по пройденному материалу.

    1. Объяснение нового материала.
    1. Объявление темы урока.
    2. Объявление цели урока

    На занятиях в мастерских постоянно проверяют размеры (заготовок, изделий) с помощью контрольно-измерительных инструментов. Вы пользовались уже масштабными линейками (рис. 1). Они позволяют производить измерения наружных и внутренних размеров и расстояний с точностью до 1 мм. При измерении больших предметов используют рулетки (рис. 2).

    Рис. 1. Измерения масштабной линейкой

    В технике всегда необходима высокая точность. Для более точных измерений служат штангенциркули. Их относят к штангенинструментам и применяют для измерения наружных и внутренних диаметров, длин, толщин, глубин.

    а — кнопочная само свертывающаяся; б — простая; в — желобчатая, вдвигаемая вручную

    В мастерских чаще всего используется штангенциркуль ШЦ-1 (рис. 3). Он наиболее простой по конструкции и удобен в работе. Предел его измерений 0—125 мм, а точность — 0,1 мм.

    Штангенциркуль имеет штангу с двумя неподвижными губками — верхней и нижней. На штанге нанесена шкала с миллиметровыми делениями. По штанге свободно перемещается подвижная рамка с двумя губками, которые называют подвижными, — верхней и нижней. К рамке сзади прикреплен глубиномер, который движется по специальной канавке с задней стороны штанги.

    С помощью фиксирующего винта подвижную рамку можно закрепить на штанге в любом нужном положении. Делается это только в том случае, если нужно зафиксировать размер, снять штангенциркуль с детали и прочесть результат измерения. Штангенциркуль при этом удерживают правой рукой за штангу, а рамку перемещают большим пальцем, используя небольшой выступ на ней. Винт на рамке вращают двумя пальцами — большим и указательным.

    Источник:
    http://nsportal.ru/npo-spo/metallurgiya-mashinostroenie-i-materialoobrabotka/library/2018/12/24/konspekt-uroka