Конспект НОД — Жизнь зверей осенью — план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Конспект НОД » Жизнь зверей осенью»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Непосредственно-образовательная деятельность.

Познавательное развитие. Формирование представлений о мире и природе

в подготовительной к школе группе. Тема: «Жизнь зверей осенью»

Предварительный просмотр:

о мире и природе

в подготовительной к школе группе.

Тема: «Жизнь зверей осенью»

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативной, познавательной, художественно-эстетической.

Цель: развитие познавательного интереса к окружающему миру, формирование представлений о диких животных, развитие интереса к объектам природы, расширение кругозора и представлений детей об изменениях в жизни зверей осенью, развитие речи, обогащение словарного запаса детей.

Образовательные: научить детей различать по внешнему виду и называть наиболее распространенных диких животных. Сформировать представление о животном, его внешнем виде и условиях жизни.

Развивающие: развивать понимание речи, мышление, память, внимание, наблюдательность.

Речевые: способствовать освоению диалоговой речи, обогатить словарный запас детей.

Воспитательные: воспитывать любовь к диким животным, их значимости в жизни человека, любознательности.

Демонстрационный материал: использование СМАРТ-доски, презентация в виде наглядного пособия «Дикие животные», использование наглядно – электронного пособия «Цепочка жизни животных в лесу».

Методические приемы: игровая и проблемная ситуации, «живые картинки», беседа-диалог, индивидуальная работа, дидактическая игра «Дикие животные», физкультминутка, подведение итогов.

  1. Рассматривание иллюстрации из серии детских книг и энциклопедий с изображением диких животных и их детенышей.
  2. Чтение русских народных сказок о животных.

— С.А. Васильева, В.И. Мирясова «Тематический словарь в картинках» Москва, «Школьная пресса», 2005г.

— Л.Г. Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». Дошкольники. Учим. Развиваем. Воспитываем.

Занятие проходит в форме цепочки (живых картинок) из фрагментов выступления детей, которые представляют то или иное животное леса и рассказывают обо всех изменениях в жизни этого животного осенью.

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

— Так встречает осень город. Листопад. Шелест листьев под ногами. А, как вы думаете, что происходит осенью в лесу? Дети рассказывают, а на экране появляются картинки (золотая березка, красный клен, коричневый дуб, зеленая ёлочка.

— Почему изменился лес? (ответы детей) на экране солнышко невысоко над лесом, облака, тучки)

— Представьте, что мы в лесу.

(Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года» – «Ноябрь».)

— А кого не хватает в нашем лесу? (Животных) Давайте подумаем и пофантазируем, каких животных мы можем встретить в осеннем лесу?

Слайды презентации появляются после того, как «живые картинки» (ребята в костюмах и масках животных) расскажут от имени животных, что изменилось в их жизни с приходом осени и как они готовятся к зиме. (Выход детей в костюмах и масках животных, сопровождается музыкальным фоном, дети по звучанию должны угадать, какое животное выходит на лесную полянку.)

Громадный, одетый в тёплую шубу, неповоротливый на вид. Очень осторожно появляется на поляне медведь. Лапы ставит пальцами внутрь, потому и зовётся косолапым, а ступает так тихо, что не один сучок под его лапами не хрустнет.

Ребёнок в маске медведя:

Хорошо живется нам, медведям, летом. Лес угощает нас грибами и ягодами. В дупле можно найти мёд диких пчёл, собрать корешки растений. Успеваем мы накопить жиру за лето, и его нам хватает на всю зиму. Осенью мы ищем себе берлогу. Место должно быть надежным, чтобы спокойно спать до весны. А зимой прикроет снежное одеяло сверху берлогу, и будет мне в ней тепло и тихо.

На музыкальном фоне звучит стихотворение-загадка:

За деревьями, кустами

Промелькнуло будто пламя,

Нет ли дыма? Нет пожара?

Что вы?! Это же плутовка Рыжая головка,

Хвост пушистый – вот краса!

Девочка в костюме лисы:

А мы, лисы, к зиме шубку меняем на теплую и пушистую. На лапках моих вырастает густая шерсть, точно валенки теплые. А каким пушистым хвост становится! Нора моя в глухом лесу, на заросшем кустами склоне ручья или реки. Летом корма у меня вдоволь. И лягушки, и ящерицы, и птенчики, и мышки-полевки, в лесу ягодками полакомлюсь. Зимой только мышки от голода спасают.

Интересно о подготовке ежа к зиме рассказал Д. Зуев: «Ёжик по-своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иглы. Охапкой встанет ёжик и понесет на себе листовой матрац в гнездо. Идет неправдоподобное чудище, узнать невозможно: копна копной!»

На зиму я запасов не делаю. Когда наступают холода, забираюсь в свой теплый уютный домик и сплю до тех пор, пока не пригреет весеннее солнышко и не растает снег. Сплю, и сниться мне, как бродил по лесу летом, мышей и лягушек ловил жучков и червей…

И ежик побежал в свой уютный домик, где в спячке проведёт зиму.

Игра «Кто лишний?» (медведь, лиса, ёж)

И я предлагаю отгадать загадку:

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык.

Звери от врагов кто где прячутся. Одни в дуплах, другие в норах. А я ничего этого не умею. А врагов у меня полным-полно. Спасают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Летом – серая, а зимой – белая. Глаза косые у меня не случайно, вижу ими не только, что впереди, но и по сторонам и даже немного сзади. Чуткий нос и уши не раз выручали меня. Сейчас я линяю: вместо серой вырастает белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее. Люблю полакомиться веточками, корой молодых деревьев и кустарников.

Послушайте следующую загадку

Кто? Ягоды, грибочки, орехи запасает?

Чтоб зимой их кушать, сказки мамы слушать.

  1. Целый день я всё скакала,

Осенью ведь дел не мало:

Выбрать на зиму дупло,

Застелить его ковром –

Теплым пухом, мягким мхом.

День-деньской скачу по лесу

Собираю мягкий мох,

А орешек если встречу,

В кладовую с ним я скок!

Ну а если на полянке

Я грибочек разыщу,

То зимою приходите –

Льется с веток листопад

Я меняю свой наряд.

Была я рыжая, теперь

Шубка гуще и светлей,

Большой пушистый хвост нужен и волку. Когда волк зимой уляжется спать прямо на снегу, он укрывает нос и лапы своим пушистым хвостом. Цвет своей шубы волк не меняет. Он остается серым, но шерсть становится гуще и пышнее.

Мальчик в костюме волка:

Запасов на зиму мы, волки не делаем. Помогают пережить трудное зимнее время нам сильные ноги да острые зубы. Много приходится пробежать, прежде чем найдём добычу, потому и говорят о нас в народе, что волка ноги кормят.

Игра « Кто лишний?» (заяц, белка, волк)

И так наша прогулка подходит к концу и пора нам возвращаться в детский сад. Но прежде скажите, с какой целью мы совершили прогулку в осенний лес? (Чтобы узнать о жизни зверей осенью. Как звери готовятся к зиме.)

Физкультурная пауза «Медвежата»

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили:

Вот так и вот так,

Ещё эдак, ещё так.

Медвежата мёд искали,

Дружно дерево качали.

Вот так и вот так

Дружно дерево качали.

И из речки воду пили.

Вот так и вот так

Медвежата воду пили.

А потом они плясали,

Дружно лапы поднимали,

Вот так и вот так

Дружно лапы поднимали.

— Что помогает зайцу спасаться от врагов? (Нос, чуткие уши, быстрые ноги и шубка.)

— А что говорят в народе о ногах волка? (Волка ноги кормят)

Д/игра «Найди домик».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи:1 .Образовательные:Учить детей рассказывать и полным ответом отвечать на вопросы восп.

Конспект НОД мероприятия «Звери готовятся к зиме. Поздняя осень»Автор: Никитина Татьяна Валерьевна.Цель. Развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности.Задачи:- форми.

Конспект занятия (экология и развитие речи)в старшей группе Тема: «Жизнь зверей осенью».

Цель: формирование представлений детей о поведении диких животных в разное время года.

Презентация к НОД в подготовительной группе «Жизнь зверей осенью&raquo.

Цели: Продолжать знакомить детей с цветами (красный, желтый, зеленый), понятиями «большой-маленький», «один-много», «верх-низ». Учить детей повторять слова и действия по образцу взрослого. Формиров.

Источник:
http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2018/10/14/konspekt-nod-zhizn-zverey-osenyu

Конспект урока » Животные осенью»

38 000 репетиторов из РФ и СНГ

Занятия онлайн и оффлайн

Более 90 дисциплин

Конспект урока по предмету мир природы и человека в 3 классе коррекционной школы 8 вида.

Тема: Дикие животные осенью.

Цель: продолжить работу по формированию целостной картины природных изменений осенью на примере осенних изменений в жизни животных.

Тип урока: изучение нового материала, комбинированный.

— Продолжать формирование представлений о взаимосвязях неживой и живой природы.

— Формировать представления о взаимосвязи растений, птиц и насекомых.

— Сформировать представление о классификации птиц (перелетные, оседлые, кочующие).

— Познакомить с видами стай перелетных птиц, местами их зимовок.

— Развивать мыслительные операции (анализировать, классифицировать предметы, делать выводы), память, способность к переключению внимания.

— Развивать устную речь, воображение.

— Воспитывать интерес к окружающему миру, к родному краю.

Организационный момент. Мотивация.

— Добрый день, ребята! Какой у нас сейчас урок? Чему мы учимся на уроке мир природы и человека? Проверьте готовность к уроку, на столе должны лежать учебники, тетради и пенал.

2. Актуализация знаний.

— Дни стали короче,

Длиннее стали ночи,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

— Ребята, а какая сейчас осень, т.е. сейчас начало, середина или конец осени? (Конец осени, но так не говорят, говорят поздняя осень).

— Я хочу показать вам небольшой видеоролик, который посвящен как раз осени.

— Назовите мне, пожалуйста, один из главных признаков осени.

— Ребята, какие изменения произошли в жизни растений?

— А что меняется в жизни человека с приходом осени?

3. Постановка цели и задач урока.

— Ребята, осенью изменяется не только жизнь растений и человека. Есть ещё живые существа, которым приходится нелегко с приходом осенней поры. Как вы думаете, о ком идёт речь?

— Молодцы, вот о них мы сегодня и будем говорить.

— Поставьте задачу на сегодняшний урок.

4. Работа по теме урока.

— Ребята, на нашей земле очень много животных, ученые разделили их на группы.

— А на какие, знаете ли вы? Слайд 1.

— Молодцы, ребята! А сможете ли вы сказать, какие отличительные признаки защитного покрытия тела животных есть? Слайд 2.

-Ребята, а каким из этих видов животных труднее всего перенести осеннее похолодание?

— А что с ними происходит осенью?

— Послушайте небольшой рассказ К. Д. Ушинского .

— Ребята, почему многие насекомые погибают осенью?

— Какие насекомые и где укрываются на зиму?

— Какие насекомые запасают на зиму пищу?

— Как готовятся к зиме муравьи?

— Температура тела насекомых непостоянна. Она изменяется в соответствии с изменениями в окружающей среде. С наступлением осенних холодов часть насекомых забирается в укромные места и впадает в состояние сна. Другие насекомые зимуют в стадии личинки или куколки, взрослая особь у этих насекомых чаще всего погибает.

— Сделаем вывод: Насекомые, которые питаются соком листьев и нектаром цветов, пропадают осенью, потому что листья вянут и опадают, цветы не цветут. Насекомые – животные хладнокровные. При снижении температуры воздуха и почвы они теряют свою подвижность и цепенеют или застывают до весеннего тепла (мухи, муравьи) или погибают (некоторые бабочки).

Жуки, чтобы пережить холода, зарываются глубже в землю. Пчёлы в ульях питаются всю зиму накопленным за лето мёдом. Постоянно двигаясь, они согревают друг друга своим теплом.

— Ребята, какое интересное явление мы с вами увидели в рассказе Ушинского?

Осенью насекомых может «разбудить» тепло в редкие уже солнечные деньки.

— С жизнью насекомых тесно связана и жизнь следующей группы животных. Как вы думаете, какой? (Слайд 17)

Каким образом? Чем питаются птицы? Почему и куда улетают птицы? Какие птицы улетают первыми? Как называют их?

— Найдём и прочитаем более точную информацию в учебнике на странице 58-59, (коллективная работа)

Откройте рабочие тетради на стр. 15, упр.9, будем читать текст и сразу выполнять задание в тетради.

— Ребята, видите, как тяжело приходится птицам с приходом осени. Очень мало пищи остается птицам в лесу, с наступлением холодов насекомые тоже приспосабливаются к зиме или погибают, и птицы, которые питаются этими насекомыми улетают от нас первыми.

— Ребята, улетают ли некоторые лесные птицы, такие как воробьи, синицы, вороны?

Они приучились на зиму не улетать далеко, а перебираться южнее или ближе к жилью человека, где они находят тепло на чердаках домов и пищу.

Читайте также  Форум Вегалаб

— Ребята, те птицы, которые раньше других осенью улетают в тёплые края, позже других возвращаются оттуда весной.

— Как летят перелетные птицы? (Слайд23)

(С криком, длинной цепью, углом или просто группой).

— Приходилось ли видеть в этом году отлет птиц?

— Почему летят птицы не стаей, а клином или цепью?

Крупным птицам труднее лететь, чем мелким, поэтому они выстраиваются при перелетах в цепочку или угол. Птицы по очереди становятся впереди всех, где труднее преодолевать сопротивление воздуха. Как первому лыжнику в походной колонне, пробивающему для всех лыжню. А потом первые перемещаются в самый хвост стаи для отдыха (там, за всеми птицами, лететь легче).

— Почему улетают птицы? Сделаем вывод. (Слайд 22)

— Осенью происходят изменения и в жизни птиц, которые не улетают от нас. Слайд 25. Как называют этих птиц? Почему они не улетают от нас?Чем они питаются зимой?

(Эти птицы питаются сохранившимися на растениях плодами и семенами, отыскивают спрятавшихся насекомых. Некоторые из них прилетают ближе к жилью человека, где находят тепло (на чердаках и в застрехах домов), и пищу. Нужно ли помогать этим птицам? Как мы можем им помочь? Для птиц, остающихся зимовать, уже сейчас надо собирать корм, делать и развешивать кормушки.

— Каких птиц называют кочующими ?

К кочующим относят многие виды птиц, живущих на далёком севере. Некоторые прилетают в наши края с севера, где еще холоднее и голоднее, чем у нас и зимуют здесь. Весной они улетят от нас обратно на север.

А теперь после отличной работы нам с вами полагается небольшая передышка — физкультурная разминка!

— Ребята, а теперь мы с вами поговорим о животных.

Подумайте, что вам известно о подготовке к зиме животных?

У меня опорные слова. Дети их угадывают, я их вешаю на доску.

На доске появляются слова:

— У каких животных и зачем осенью линяет шерсть? Линяют ли домашние животные?

Какие животные запасают на зиму пищу?

Какие животные усиленно питаются осенью?

— Осенью линяет шерсть (после этого она становится более густой) у животных, которым предстоит провести зиму в лесу под открытым небом (у зайцев, лис, волков); осенью готовят себе теплое жилище те животные, которые на зиму засыпают (медведи, ежи, барсуки, лягушки, ящерицы.); усиленно питаются осенью те животные, которым предстоит зимняя спячка.

Самостоятельное выполнение задания 10 в рабочей тетради , стр.15. (По заданию № 10 ученики объединяют рисунки: хозяйка — банки с соленьями, пчела — соты с медом, конь — повозка с сеном, хомячок — спелые колоски).

— Кто из всех изображённых животных не сам заготавливает себе корм? (Лошадь не сама заготавливает себе корм, о ней заботится человек, но она помогает ему привезти сено с луга.)

Задание для работы в группах

Прочитайте текст, угадайте о каком животном в нём идёт речь?

Текст для группы 1:

«Он постоянно живет в земле. За один раз он съедает 20-30 граммов пищи; наевшись, тут же укладывается спать; просыпается через 4-5 часов голодным и снова отправляется за пищей. На зиму в спячку не залегает, так как голодать он не может. Голод для него — гибель.»

Текст для группы 2:

«У него за лето бывает три приплода: первый — в конце апреля или в мае, второй — в начале июля, третий — в конце августа или начале сентября, когда начинается листопад. Эти поздние детки так и называются — листопаднички. К зиме он белеть начинает с хвоста.»

Текст для группы 3:

«И он готовит себе мягкую постель для зимовки. Он смешно катается по сухим листьям, накалывает их на колючки и носит к своему зимовью. Затем, свернувшись в клубок под листьями, засыпает на всю зиму.»

Текст для группы 4:

«Она питается лягушками, ящерицами, мышами, крупными насекомыми, может разорить птичье гнездо, а вот догнать зайца ей не просто, так как он более подвижен, да и след путает.»

Обобщение и подведение итогов.Рефлексия.

— Ребята, вы оказались очень любознательными, хорошо трудились, искали ответы на разные вопросы.

Кому из вас удалось пополнить свои знания? Оцените свою работу на уроке. На ваших партах лежат листики разного цвета. Пусть каждый из вас выберет листик определённого цвета и приклеит его на веточку:

Красный листик — «мне было интересно»,

Желтый листик — «я узнал много нового»,

Зеленый листик — «мне было трудно все запомнить»,

После этого веточки с разноцветными листиками крепим на доску, любуемся получившимся «Деревом Познания».

Д.з. №8, №11 с. 14, 16. Рабочая тетрадь.

— Ребята, вы сегодня очень хорошо работали, урок окончен, все свободны.

Дополнительные материалы (если остаётся время):

Источник:
http://infourok.ru/konspekt-uroka-zhivotnie-osenyu-3955886.html

Конспект урока » Животные осенью»

38 000 репетиторов из РФ и СНГ

Занятия онлайн и оффлайн

Более 90 дисциплин

Конспект урока по предмету мир природы и человека в 3 классе коррекционной школы 8 вида.

Тема: Дикие животные осенью.

Цель: продолжить работу по формированию целостной картины природных изменений осенью на примере осенних изменений в жизни животных.

Тип урока: изучение нового материала, комбинированный.

— Продолжать формирование представлений о взаимосвязях неживой и живой природы.

— Формировать представления о взаимосвязи растений, птиц и насекомых.

— Сформировать представление о классификации птиц (перелетные, оседлые, кочующие).

— Познакомить с видами стай перелетных птиц, местами их зимовок.

— Развивать мыслительные операции (анализировать, классифицировать предметы, делать выводы), память, способность к переключению внимания.

— Развивать устную речь, воображение.

— Воспитывать интерес к окружающему миру, к родному краю.

Организационный момент. Мотивация.

— Добрый день, ребята! Какой у нас сейчас урок? Чему мы учимся на уроке мир природы и человека? Проверьте готовность к уроку, на столе должны лежать учебники, тетради и пенал.

2. Актуализация знаний.

— Дни стали короче,

Длиннее стали ночи,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

— Ребята, а какая сейчас осень, т.е. сейчас начало, середина или конец осени? (Конец осени, но так не говорят, говорят поздняя осень).

— Я хочу показать вам небольшой видеоролик, который посвящен как раз осени.

— Назовите мне, пожалуйста, один из главных признаков осени.

— Ребята, какие изменения произошли в жизни растений?

— А что меняется в жизни человека с приходом осени?

3. Постановка цели и задач урока.

— Ребята, осенью изменяется не только жизнь растений и человека. Есть ещё живые существа, которым приходится нелегко с приходом осенней поры. Как вы думаете, о ком идёт речь?

— Молодцы, вот о них мы сегодня и будем говорить.

— Поставьте задачу на сегодняшний урок.

4. Работа по теме урока.

— Ребята, на нашей земле очень много животных, ученые разделили их на группы.

— А на какие, знаете ли вы? Слайд 1.

— Молодцы, ребята! А сможете ли вы сказать, какие отличительные признаки защитного покрытия тела животных есть? Слайд 2.

-Ребята, а каким из этих видов животных труднее всего перенести осеннее похолодание?

— А что с ними происходит осенью?

— Послушайте небольшой рассказ К. Д. Ушинского .

— Ребята, почему многие насекомые погибают осенью?

— Какие насекомые и где укрываются на зиму?

— Какие насекомые запасают на зиму пищу?

— Как готовятся к зиме муравьи?

— Температура тела насекомых непостоянна. Она изменяется в соответствии с изменениями в окружающей среде. С наступлением осенних холодов часть насекомых забирается в укромные места и впадает в состояние сна. Другие насекомые зимуют в стадии личинки или куколки, взрослая особь у этих насекомых чаще всего погибает.

— Сделаем вывод: Насекомые, которые питаются соком листьев и нектаром цветов, пропадают осенью, потому что листья вянут и опадают, цветы не цветут. Насекомые – животные хладнокровные. При снижении температуры воздуха и почвы они теряют свою подвижность и цепенеют или застывают до весеннего тепла (мухи, муравьи) или погибают (некоторые бабочки).

Жуки, чтобы пережить холода, зарываются глубже в землю. Пчёлы в ульях питаются всю зиму накопленным за лето мёдом. Постоянно двигаясь, они согревают друг друга своим теплом.

— Ребята, какое интересное явление мы с вами увидели в рассказе Ушинского?

Осенью насекомых может «разбудить» тепло в редкие уже солнечные деньки.

— С жизнью насекомых тесно связана и жизнь следующей группы животных. Как вы думаете, какой? (Слайд 17)

Каким образом? Чем питаются птицы? Почему и куда улетают птицы? Какие птицы улетают первыми? Как называют их?

— Найдём и прочитаем более точную информацию в учебнике на странице 58-59, (коллективная работа)

Откройте рабочие тетради на стр. 15, упр.9, будем читать текст и сразу выполнять задание в тетради.

— Ребята, видите, как тяжело приходится птицам с приходом осени. Очень мало пищи остается птицам в лесу, с наступлением холодов насекомые тоже приспосабливаются к зиме или погибают, и птицы, которые питаются этими насекомыми улетают от нас первыми.

— Ребята, улетают ли некоторые лесные птицы, такие как воробьи, синицы, вороны?

Они приучились на зиму не улетать далеко, а перебираться южнее или ближе к жилью человека, где они находят тепло на чердаках домов и пищу.

— Ребята, те птицы, которые раньше других осенью улетают в тёплые края, позже других возвращаются оттуда весной.

— Как летят перелетные птицы? (Слайд23)

(С криком, длинной цепью, углом или просто группой).

— Приходилось ли видеть в этом году отлет птиц?

— Почему летят птицы не стаей, а клином или цепью?

Крупным птицам труднее лететь, чем мелким, поэтому они выстраиваются при перелетах в цепочку или угол. Птицы по очереди становятся впереди всех, где труднее преодолевать сопротивление воздуха. Как первому лыжнику в походной колонне, пробивающему для всех лыжню. А потом первые перемещаются в самый хвост стаи для отдыха (там, за всеми птицами, лететь легче).

— Почему улетают птицы? Сделаем вывод. (Слайд 22)

— Осенью происходят изменения и в жизни птиц, которые не улетают от нас. Слайд 25. Как называют этих птиц? Почему они не улетают от нас?Чем они питаются зимой?

(Эти птицы питаются сохранившимися на растениях плодами и семенами, отыскивают спрятавшихся насекомых. Некоторые из них прилетают ближе к жилью человека, где находят тепло (на чердаках и в застрехах домов), и пищу. Нужно ли помогать этим птицам? Как мы можем им помочь? Для птиц, остающихся зимовать, уже сейчас надо собирать корм, делать и развешивать кормушки.

— Каких птиц называют кочующими ?

К кочующим относят многие виды птиц, живущих на далёком севере. Некоторые прилетают в наши края с севера, где еще холоднее и голоднее, чем у нас и зимуют здесь. Весной они улетят от нас обратно на север.

А теперь после отличной работы нам с вами полагается небольшая передышка — физкультурная разминка!

— Ребята, а теперь мы с вами поговорим о животных.

Подумайте, что вам известно о подготовке к зиме животных?

У меня опорные слова. Дети их угадывают, я их вешаю на доску.

На доске появляются слова:

— У каких животных и зачем осенью линяет шерсть? Линяют ли домашние животные?

Какие животные запасают на зиму пищу?

Какие животные усиленно питаются осенью?

— Осенью линяет шерсть (после этого она становится более густой) у животных, которым предстоит провести зиму в лесу под открытым небом (у зайцев, лис, волков); осенью готовят себе теплое жилище те животные, которые на зиму засыпают (медведи, ежи, барсуки, лягушки, ящерицы.); усиленно питаются осенью те животные, которым предстоит зимняя спячка.

Самостоятельное выполнение задания 10 в рабочей тетради , стр.15. (По заданию № 10 ученики объединяют рисунки: хозяйка — банки с соленьями, пчела — соты с медом, конь — повозка с сеном, хомячок — спелые колоски).

— Кто из всех изображённых животных не сам заготавливает себе корм? (Лошадь не сама заготавливает себе корм, о ней заботится человек, но она помогает ему привезти сено с луга.)

Задание для работы в группах

Прочитайте текст, угадайте о каком животном в нём идёт речь?

Текст для группы 1:

«Он постоянно живет в земле. За один раз он съедает 20-30 граммов пищи; наевшись, тут же укладывается спать; просыпается через 4-5 часов голодным и снова отправляется за пищей. На зиму в спячку не залегает, так как голодать он не может. Голод для него — гибель.»

Читайте также  Особенности и факторы размещения предприятий черной металлургии

Текст для группы 2:

«У него за лето бывает три приплода: первый — в конце апреля или в мае, второй — в начале июля, третий — в конце августа или начале сентября, когда начинается листопад. Эти поздние детки так и называются — листопаднички. К зиме он белеть начинает с хвоста.»

Текст для группы 3:

«И он готовит себе мягкую постель для зимовки. Он смешно катается по сухим листьям, накалывает их на колючки и носит к своему зимовью. Затем, свернувшись в клубок под листьями, засыпает на всю зиму.»

Текст для группы 4:

«Она питается лягушками, ящерицами, мышами, крупными насекомыми, может разорить птичье гнездо, а вот догнать зайца ей не просто, так как он более подвижен, да и след путает.»

Обобщение и подведение итогов.Рефлексия.

— Ребята, вы оказались очень любознательными, хорошо трудились, искали ответы на разные вопросы.

Кому из вас удалось пополнить свои знания? Оцените свою работу на уроке. На ваших партах лежат листики разного цвета. Пусть каждый из вас выберет листик определённого цвета и приклеит его на веточку:

Красный листик — «мне было интересно»,

Желтый листик — «я узнал много нового»,

Зеленый листик — «мне было трудно все запомнить»,

После этого веточки с разноцветными листиками крепим на доску, любуемся получившимся «Деревом Познания».

Д.з. №8, №11 с. 14, 16. Рабочая тетрадь.

— Ребята, вы сегодня очень хорошо работали, урок окончен, все свободны.

Дополнительные материалы (если остаётся время):

Источник:
http://infourok.ru/konspekt-uroka-zhivotnie-osenyu-3955886.html

Явления природы

Что такое явления природы? Какие они бывают? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье. Материал может быть полезен как для подготовки к уроку окружающий мир, так и для общего развития.

Все что нас окружает и не создано человеческими руками, является природой.

Все изменения, происходящие в природе, называются явлениями природы или природными явлениями. Вращение Земли, её движение по орбите, смена дня и ночи, смена времён года – это примеры природных явлений.

Времена года еще называют сезонами. Поэтому явления природы, связанные со сменой времён года, называются сезонными явлениями.

Природа, как известно, бывает неживая и живая.

К неживой природе относится: Солнце, звёзды, небесные тела, воздух, вода, облака, камни, полезные ископаемые, почва, осадки, горы.

К живой природе относятся растения (деревья), грибы, животные (звери, рыбы, птицы, насекомые), микробы, бактерии, человек.

В этой статье мы рассмотрим зимние, весенние, летние и осенние явления природы в живой и неживой природе.

Зимние явления природы

  • Снег – разновидность зимних атмосферных осадков в виде кристалликов или хлопьев.
  • Снегопад – обильное выпадение снега зимой.
  • Пурга – сильная низовая метель, которая возникает преимущественно в равнинной безлесной местности.
  • Вьюга — снежная буря с сильным ветром.
  • Снежная буря – зимнее явление в неживой природе, когда сильный ветер поднимает облако сухого снега, и ухудшает видимость при низкой температуре.
  • Буран – метель в степной местности, на открытых местах.
  • Метель – перенос ветром выпавшего ранее и (или) падающего снега.
  • Гололедица образование тонкого слоя льда на поверхности земли в результате похолодания после оттепели или же дождя.
  • Гололёд – образование слоя льда на поверхности земли, деревьях, проводах и других предметах, которые образуются после замерзания капель дождя, мороси;
  • Сосульки — обледенение при стоке жидкости в виде заостренного книзу конуса.
  • Морозные узоры – это, по сути, иней, который образуется на земле и на ветвях деревьев, на окнах.
  • Ледостав – природное явление, когда устанавливается сплошной ледяной покров на реках, озерах и других водоемах;
  • Облака — скопление взвешенных в атмосфере водных капель и ледяных кристаллов, видимые на небе невооруженным глазом.
  • Лед – как явление природы – это процесс перехода воды в твердое состояние.
  • Мороз – это явления, когда температура опускается ниже 0 градусов Цельсия.
  • Изморозь — белоснежный пушистый налет, нарастающий на ветвях деревьев, проводах в тихую морозную погоду, главным образом при тумане, появляющийся с первыми резкими похолоданиями.
  • Оттепель — теплая погода зимой с таянием снега и льда.
  • Зимняя спячка медведя — период замедления жизненных процессов и метаболизма у гомойотермных животных в периоды малодоступности пищи.
  • Впадение в спячку ежей – в связи с недостаток питания в зимний период ежи впадают в спячку.
  • Смена окраса зайца с серого на белый — это механизм, с помощью которого зайцы приспосабливаются к смене окружающей среды.
  • Смена окраса белки с рыжего на голубовато-серый — это механизм, с помощью которого белки приспосабливаются к смене окружающей среды.
  • Прилетают снегири, синицы
  • Люди оделись в зимнюю одежду

Весенние явления природы

  • Ледоход — движение льда по течению во время таяния рек.
  • Снеготаяние – явление природы, когда начитает таять снег.
  • Проталины – явление ранней весны, когда появляются участки, оттаявшие от снега, чаще всего вокруг деревьев.
  • Половодье – ежегодно повторяющаяся в одно и то же время фаза водного режима реки с характерным поднятием уровня воды.
  • Термальные ветры – это общее название для ветров, связанных с перепадом температур, который возникает между холодной весенней ночью и относительно теплым солнечным днем.
  • Первая гроза — атмосферное явление, когда между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды — молнии, которые сопровождаются громом.
  • Таяние снега
  • Журчание ручейков
  • Капель -падание с крыш, с деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли.
  • Цветение раннецветущих растений (кустов, деревьев, цветов)
  • Появление насекомых
  • Прилет перелётных птиц
  • Сокодвижение у растений – то есть перемещение воды и растворенных в ней минеральных веществ от корневой системы к надземной части.
  • Распускание почек
  • Появление цветка из почки
  • Появление листвы
  • Пение птиц
  • Рождение детенышей зверей
  • Просыпаются медведи и ежи после зимней спячки
  • Линька у животных – смена зимней шубы на терние

Летние явления природы

  • Гроза — атмосферное явление, когда между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды — молнии, которые сопровождаются громом.
  • Молния — гигантский электрический искровой разряд в атмосфере, обычно может происходить во время грозы, проявляющийся яркой вспышкой света и сопровождающим ее громом.
  • Зарница — мгновенные вспышки света на горизонте при отдаленной грозе. Наблюдается это явление, как правило, в темное время суток. Раскатов грома при этом не слышно из-за дальности, но видны вспышки молнии, свет которых отражается от кучево-дождевых облаков (преимущественно их вершин). Явление в народе приурочивали к концу лета, началу сбора урожая, и иногда называют хлебозарами.
  • Гром — звуковое явление в атмосфере, сопровождающее разряд молнии.
  • Град — разновидность ливневых осадков, состоящих из кусочков льда.
  • Радуга — одно из красивейших явлений природы, возникающее в результате преломления солнечного света в капельках воды, взвешенных в воздухе.
  • Ливень — сильный (проливной) дождь.
  • Жара — состояние атмосферы, характеризующееся горячим, нагретым солнечными лучами воздухом.
  • Роса — маленькие капли влаги, оседающие на растениях или почве при наступлении утренней прохлады.
  • Летние теплые дожди
  • Зеленеет трава
  • Расцветают цветы
  • В лесу растут грибы и ягоды

Осенние явления природы

  • Ветер – это поток воздуха, движущийся параллельно земной поверхности.
  • Туман — это «спустившееся» к поверхности земли облако.
  • Дождь — это один из видов атмосферных осадков, выпадающих из облаков в виде капель жидкости, диаметр которых варьирует от 0,5 до 5-7 мм.
  • Слякоть — жидкая грязь, образующаяся от дождя и мокрого снега в сырую погоду.
  • Иней — тонкий слой льда, который покрывает поверхность земли и иные предметы, находящиеся на ней, при минусовой температуре.
  • Заморозки – слабый мороз в диапазоне 1 до 3 градусов Цельсия.
  • Осенний ледоход – движение льда на реках и озерах под действием течения или ветра в начале замерзания водоемов.
  • Листопад — процесс опадения листвы с деревьев.
  • Перелёт птиц на юг

Необычные явления природы

Какие явления природы еще существуют? Кроме описанных выше сезонных явлений природы можно назвать еще несколько, которые не связанны с каким-то временем года.

  • Паводком называют кратковременный внезапный подъем уровня воды в реке. Этот резкий подъем может быть следствием обильных дождей, таяния большого количества снега, сброса внушительного объема воды из водохранилища, схода ледников.
  • Северное сияние — свечение верхних слоёв атмосфер планет, обладающих магнитосферой, из-за их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра.
  • Шаровая молния — редкое природное явление, выглядящее как светящееся и плавающее в воздухе образование.
  • Мираж — оптическое явление в атмосфере: преломление потоков света на границе между резко различными по плотности и температуре слоями воздуха.
  • «Падающая звезда» — атмосферное явление, возникающее при попадании метеорных тел в атмосферу Земли
  • Ураган — чрезвычайно быстрое и сильное, нередко большой разрушительной силы и значительной продолжительности движение воздуха
  • Смерч — восходящий вихрь из чрезвычайно быстро вращающегося в виде воронки воздуха огромной разрушительной силы, в котором присутствуют влага, песок и другие взвеси.
  • Приливы и отливы — это изменения уровня воды морских стихий и Мирового океана.
  • Цунами — длинные и высокие волны, порождаемые мощным воздействием на всю толщу воды в океане или другом водоеме.
  • Землетрясение — представляют собой подземные толчки и колебания земной поверхности. Наиболее опасные из них возникают из-за тектонических смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии Земли
  • Торнадо — атмосферный вихрь, возникающий в кучево-дождевом (грозовом) облаке и распространяющийся вниз, часто до самой поверхности земли, в виде облачного рукава или хобота диаметром в десятки и сотни метров
  • Извержение вулкана — процесс выброса вулканом на земную поверхность раскалённых обломков, пепла, излияние магмы, которая, излившись на поверхность, становится лавой.
  • Наводнения — затопление территории земли водой, являющееся стихийным бедствием.

Источник:
http://shkolnaiapora.ru/okruzhayushhij-mir/yavleniya-prirody.html

Урок – сказка «Осенние явления в жизни животных? Звери осенью. Как меняется осенью жизнь зверей? Подготовка зверей к зиме»

МОУ «Амвросиевская школа №6»

Амвросиевского районного совета Донецкой области

Предмет: Окружающий мир

Возрастная категория: 2 класс

(по мотивам русской народной сказки «Рукавичка»)

Осенние явления в жизни животных? Звери осенью. Как меняется осенью жизнь зверей? Подготовка зверей к зиме.

Тема: Звери осенью. Как меняется осенью жизнь зверей?

Подготовка зверей к зиме

Цель урока: Обобщить и закрепить знания, умения и навыки учащихся; выявить объем и качество знаний о подготовке к зимнему периоду диких животных и птиц. Совершенствовать умения учащихся делать логические выводы. Показать связь изменений в жизни животных осенью с изменениями в неживой природе и в мире растений. Развивать мышление, устную речь, память и внимание младших школьников. Воспитывать бережное отношение к природе

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Иллюстрации, сюжетные картинки, сорока (чучело), плоды рябины, семена, шишки, текст сказки.

Прозвенел уже звонок.

Начинаем мы урок.

Только мне напомнить нужно,

Что работаем мы дружно.

Как, ребята, вы согласны?

Ну, садитесь, все прекрасно.

Приветствие. Повернемся друг к другу. Улыбнемся, подмигнем: как идешь? Как бежишь? Как шалишь? Как грозишь? Как живешь?

Создание позитивной эмоциональной атмосферы. Настроимся на сегодняшний урок. В моем мире все прекрасно. Я человек, часть природы. Я люблю мир природы: растения, животных, птиц и все что меня окружает. Я живу в гармонии с этим миром. Мы все единое целое. Нам хорошо всем вместе.

Актуализация опорных знаний и умений и их коррекция

Какое время года сейчас?

Сколько зимних месяцев?

Какие вы знаете зимние месяцы?

Какой месяц сейчас? Вспомним пословицы о зимних месяцах.

Январь – году начало, зиме – середина.

Февраль – месяц лютый: Спрашивает как обуты.

Декабрь – году конец, а зиме начало.

(отметка о погоде сегодня, в тетрадях).

алендарь – что это такое?

Календарь – расписание работы солнышка на весь год. Декабрь – хвостик года. Январь – носик года.

Мотивация обучающей и познавательной деятельности.

Ожидания. Мы сочиним свою сказку. Она будет непростая, а поучительная. Узнаем много нового о подготовке к зиме птиц и животных, и, помогут нам в этом герои украинской народной сказки «Рукавичка». Ведь сказка — это интересно, увлекательно и познавательно. И так, мы отправляемся в путешествие.

Сообщение темы и цели урока.

Под голубыми небесами

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит. (А. С. Пушкин «Зимнее утро»)

Покажите сигнальчики. С каким настроением вы отправляетесь в это путешествие.

Пришла календарная зима. Да и погода нас радует. Снег и мороз.

Сегодня мы поговорим о том, как звери и птицы подготовились к зиме. Работы у нас много.

Читайте также  Расстояние от забора до построек в частном доме и на дачном участке соседа: по новым нормам СНиП 2019-2020 в ИЖС и СНТ, сколько метров отступать

А для этого мы мысленно отправимся на экскурсию в уже заснеженный лес. Белым и сверкающим пришел на землю декабрь.

(Репродукция картины «Зима в лесу» И. И. Шишкин, 1877).

А поможет нам всё разузнать одна жительница леса. Она всё знает, что делается в лесу. Кто она?

Самая болтливая. (Сорока)

Ты бывал в лесу зимой?

Если нет, скорей за мной!

Много знает зимний лес

И загадок и чудес….

Сорока, конечно, очень любит лето. Летом у неё много говорливых подружек – соседок.

Жалуется сорока, что много птиц-соседей сегодня мы не встретим в лесу.

Почему? Какие улетели первыми?

Почему? Какие улетели последними?

Почему? Как называют птиц, которые улетают на зиму, а потом возвращаются?

Где мы об этом читали? Как называется эта сказка?

А все ли птицы улетают в тёплые края? Как называют птиц, которые остаются? Что происходит с ними?

Справка: Из 10 синиц только 2 встречают весну (Опиши синицу).

Сорока хорошая хозяйка и очень любит встречать гостей.

Что это за гости? Откуда они летят к нам?

Вот что сорока запасла для них: ягоды рябины, семена, шишки, семечки.

Какие птицы выводят птенцов у нас? Почему?

Мы видим у себя снегиря только в снежное время. С первым снегом прилетают к нам снегири. А весной они улетают на север, в родные края. (Опиши снегиря).

А как мы можем и должны помочь птицам?

Как под горкой снег, снег,

И на горке снег, снег,

И на елке снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Тише! Тише! Не шуметь!

Что-то наша сорока забеспокоилась. Ах вот, оно, что! Идет по лесу дед, да не один, а со своей верной собакой. Полетит сорока, оповестит весь лес. Обронил дед рукавичку да пошел дальше.

Что за сказка? Как называется?

Попробуем рассказать сказку.

Бежит мышка — норушка.

Загадка: Маленькие зверьки, серенькие шубки.

Черненькие глазки, остренькие зубки.

Как это животное готовится к зиме? Какие еще маленькие животные впадают в спячку? Расскажите о них.

Кто прибежал следующим?

За ней зайка — попрыгайка.

Загадка: Зимой белый, летом серый

Прыгает ловко, любит морковку.

Угадайте, что за шапка?

Меха целого охапка.

Шапка бегает в бору,

И стволов грызет кору.

Есть ли у него свой дом? Как зайка подготовился к зиме? Какие еще животные меняют цвет шерсти? Почему зайца ноги спасают, а пятки выдают? Когда выводят зайчат?

Кто прибежал следующим?

Загадка: Рыжая хозяйка

Всех кур пересчитала

Что вы знаете о ней? Что значит «лиса мышкует»? Что это такое?

Кто прибежал следующим?

Загадка: Серовато, зубовато по полю рыщет

Телят, ягнят ищет.

Что это за зверь? Чем он питается? Как мы его называем?

Кто прибежал следующим?

Загадка: Хозяин лесной

А зимой под вьюги вой

Спит в избушке снеговой.

Он зверь мохнатый, косолапый

Он сосет в берлоге лапу.

Что делает зимой медведь? Почему он сосет лапу? Когда рождаются медвежата?

Кого бы вы еще хотели пригласить в рукавичку? Послушайте письмо, которое нам пришло. И вы узнаете, что это за зверь. (Чтение письма).

«Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты»

Угадай, кто я? Я ем жуков и муравьёв!

Я подумал и твердо сказал: Дятел!

Вот и не угадал! Ещё я ем ос и шмелей.

Ага! Ты птица-осоед!

Не осоед! Ещё я ем гусениц и личинок!

А я не дрозд! Ещё я грызу сброшенные лосем рога.

Тогда ты, наверное, лесная мышь.

И вовсе я не мышь. Бывает, я сама ем мышей!

Мышей? Тогда ты, конечно, кошка.

То мышка, то кошка! И совсем не угадал.

Покажусь, если признаешь себя побежденным!

Иногда я ем ящерицу. А изредка рыбу.

Не цапля. Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца.

Похоже, что ты куница.

Не говори мне про куницу. Куница мой старый враг. А ем я еще почки, орехи, семена елок и сосен, ягоды и грибы.

Скорее всего, ты – свинья! Ты лопаешь все подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на елку!

А чтобы вам было легче узнать это животное, отгадайте загадку:

Не птица, а с дерева на дерево летает.

Она прыгать мастерица,

Она прыгать не боится.

Небольшой у нее рост,

Но зато пушистый хвост.

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Запомните! Кошки едят не только мышей. А белки грызут не только орешки.

Справка: Белочка заготавливает 2000 грибов-маслят н

Работа с учебником.

Ответы на вопросы к тексту.

Подробно о красной книге.

Тут стрекочет, там стрекочет.

Все новости знать хочет.

Черногруда, белобока. Дети, кто это? (Сорока).

Кричит «Кар». Червякам враг. (Ворона).

Маленький мальчишка в сером армячишке

По двору шныряет, крошки подбирает. (Воробей).

Запись на доске в столбик отгадок на загадки:

Источник:
http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_skazka_po_motivam_russkoj_narodnoj_skazki_123523.html

Каких зверей вы видели осенью

Здравствуйте ребята! Какое время года к нам приближается? Правильно, зима! Сейчас у нас поздняя осень и мы готовимся к зиме, правильно? А как мы, люди, можем к ней подготовиться? ( Мы покупаем тёплые вещи, приготавливаем на зиму заготовки, утепляем свои дома, затыкаем окна итд.). Ребята, а вы знаете, что звери, живущие в лесах, готовятся к зиме почти также как и мы! Они тоже делают съедобные запасы, утепляют свои норки, меняют свою летнюю шкурку на зимнюю, а некоторые животные вообще всю зиму проводят в глубоком сне! Сегодня мы и поговорим с вами как разные животные готовятся к приходу зимы. Что-то расскажите вы мне, а что-то и я вам!
Первое животное, о котором мы с вами сегодня поговорим это- хозяин всех лесов- медведь. Что вы знаете о нём? ( ответы детей)
Основную пищу медведя составляют ягоды, орехи, корни, луковицы, муравьи, личинки жуков и рыба. Этим он накапливает жировой слой к зиме. Бурые медведи устраивают себе берлогу в потаённом, малодоступном месте. Чаще всего- под корнем вывороченного дерева или в буреломе. В ноябре медведи забираются туда и погружаются в сон. Спят медведи беспокойно. Если их что-то потревожит, они могут бросить берлогу и соорудить другую. В берлоге у медведицы рождаются медвежата, обычно 1-2, редко 3. Они очень маленькие, размером с рукавицу. Мама медведица кормит их молоком 8 мес. и даже тогда, когда она спит зимой.

Следущее животное про которого мы поговорим это- рысь. Рысь в спячку не впадает. Среди всех представителей семейства кошачьих рысь лучше всего приспособлена к холодам. Она великолепно передвигается по глубокому снегу, лазает по деревьям. Любимая добыча рысей- зайцы, тетерева, рябчики. Иногда она нападает на детёнышей кабанов, в голодную зиму она может прокормиться и мелкими грызунами. Зимой особенно достаётся от рыси лосям, когда этим длинноногим животным трудно передвигаться по глубокому и рыхлому снегу. К зиме шерсть у рыси становится густая, пушистая и мягкая, а лапы рыси сильно опушены, чтобы не чувствовать холода.

Заяц. Как мы знаем перед наступлением зимы заяц меняет серую шкурку на белую. Питаются зимой они корой, мелкими веточками осины, ивы, берёзы. Зимой поваленное дерево может стать настоящей заячьей столовой, куда зверьки наведываются каждый день, пока не обгрызут всю кору. Постоянного жилища у них нет. В сильные холода прячутся они под заснеженными кустами.

Ёж. К холодам ежам надо накапливать жир, а осенью у ежей мало добычи. Черви прячутся в землю, Скрываются юркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек. В ясные осенние дни ёж готовит себе тёплое гнездо для зимовки. Ночью и днём таскает в нору сухие листья и мягкий лесной мох. В зимней спячке ёж проводит более шести месяцев. В это время он ничего не ест и не двигается. Спит он свернувшись клубком, в логове, под глубоким сугробом, как под толстым, пушистым одеялом. И спит он так всю зиму, до весеннего солнышка.

Белка. Многие грызуны также делают зимние запасы. Белкам, которые спят зимой только в очень сильные морозы, запасы необходимы капитальные. В отличие то многих других животных, белки пользуются своими запасами сообща. Осенью они прячут жёлуди и орехи в лесную подстилку, в дупла, землю. Достать от туда их может не только сама хозяйка, но и любая другая белка. Грибы они тоже запасают особым способом: нанизывают их на ветки деревьев или рассовывают в развилки между веток. К зиме шубка у этого зверька становится очень мягкая и пушистая, а цвет сероватым. Своё гнездо она сооружает на высоких елях или соснах. Внутри гнезда- мягкая трава, мох, комочки шерсти. В сильные морозы белка не вылезает из своего дупла, может даже и уснуть.

Лисы и волки. Эти хищники конечно не спят. К зиме у этих зверей шерсть становится более густая. Зимой волки объединяются в крупные стаи. Их жертвами становятся кабаны, зайцы, косули. А лисы нападают на более мелкую живность- зайцы, мелкие грызуны, птицы. Норы роют обычно в рощах, на склонах холмов и оврагов.

Бобры. Осенью семейство бобров занято заготовкой корма. В одиночку, а иногда и вдвоём, бобры легко валят осину и иву. Строят они себе прочные хатки. Вход в неё всегда устроен под водой, чтобы враг не подобрался. Зимой внутри бобриного жилища тепло, температура плюсовая.

Хомяки. С приближением осени хомяки начинают активно устраивать кладовые- готовится к зиме. А большинство устраивают их прямо во рту, куда прячут корм за щеки. Эти животные по праву считаются самыми запасливыми.

Лось. Живут они в лесах. Ближе к осени, когда поспевают ягоды брусники и черники лоси любят полакомиться ими прямо с веточками, также любит и грибы, даже ищет их специально. Зимой лось гложет кору осины, рябины и ивы. В конце осени он сбрасывает свои рога, а к весне у него отрастают новые. Постоянного жилища они не готовят. Трудно приходится им зимой, когда снежный настил очень глубокий, ведь перебираться по нему с такими длинными ногами не легко.

Лесные мыши, полёвки. Все они очень прожорливы, запасаются семенами и ягодами. Зимой, когда всё вокруг засыпает снегом зверьки роют ходы в сугробах, а так же могут жить и в стогах сена и постройках.

Викторина «Как зимуют звери»

1. Что делают звери, чтобы уберечься от холода?
— улетают в тёплые края
— меняют шубку летнюю на более тёплую и светлую зимнюю
— меняют шубку летнюю на более тёплую и яркую зимнюю

2. Какой зверь зимой не меняет шубки?
— белка
— заяц
— ёж

3. А кто ещё из зверей всю зиму спит?
— барсук
— лисица
— волк

4. Что в первую очередь необходимо зверям, впадающим в спячку?
— Жировые запасы под шубкой
— тишина
— покой

5. Заяц жировых запасов не имеет. Чем он зимой питается?
— Корой деревьев и веточками
— морковкой
— капустой

6. Что едят зимой хищники: волки и лисицы?
— кору деревьев и веточки
— мелких зверьков
— голодают

Кто здесь лишний?

— Наевшись вдоволь за лето, медведи, барсуки, мыши и ежи в начале зимы впадают в спячку.
( Мыши зимой не спят, а не видно их потому, что они передвигаются под снегом. Зато лисы всегда знают где мышь, чуют ее через сугроб)

— В поисках добычи рыщут по заснеженному лесу волк, лиса и лось.
( Лось не хищник. Он, как и все копытные травоядный, а когда свежей травки нет, он ест ветки и прошлогоднюю траву)

— Лоси, кабаны, ласки, зайцы и косули зимой питаются ветками, корешками, корой растений и свежими листочками.
( Ласки- хищники, ловят мышей и птиц. А свежих листочков зимой в лесу к сожалению нет, так что им приходится трудно)

Ну молодцы ребята! Всё верно мне рассказали! Ну а сейчас я покажу вам мультфильм!

Источник:
http://www.sites.google.com/site/bibliotekadladetej/nasi-scenarii/ekologiceskoe-vospitanie/kak-zivotnye-gotovatsa-k-zime-beseda