Три периода осени (конспект)

Три периода осени (конспект)

Лариса Лифарь
Три периода осени (конспект)

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:

«Три периода осени». (подготовительная группа)

Образовательная область «Познание»: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях, закрепить представления о трёх периодах осени. Развивать память детей, воображение, мышление.

Образовательная область «Коммуникация»: вовлечь детей в коллективный разговор-беседу об осени, активизировать словарный запас, продолжать формировать умение отвечать на вопросы.

Образовательная область «Художественная литература»: Развивать умение видеть поэтическую красоту осени, вызвать эмоциональный отклик на услышанные стихотворения.

Образовательная область «Музыка»: способствовать формированию основ музыкальной культуры, развитию музыкально-эстетического отношения детей к музыке.

• Бумажный берёзовый лист;

• На мольберте дерево берёзы без листьев и много бумажных листьев берёзы;

• Картинки о трёх периодах осени;

• Карточки: идёт дождь, ярко светит солнце, небо высоко; у солнца мало лучиков, голое дерево наклонилось, небо низко, тучи, деревья без листьев, птицы улетают;

• Картинки: золотое сердечко, монетка, бабочка…; фломастер, чистый лист бумаги;

• «Радостная» тучка и фишки жёлтого цвета, «печальная» тучка и фишки синего цвета

• Аудиозапись музыки П. И. Чайковского «Времена года», «Октябрь»

К нам в группу ветер занёс загадочный осенний лист (показываю).

Как вы думаете, с какого дерева этот листок?

Листок с берёзы какой? (берёзовый)

Как догадались, что берёзовый, а не осиновый? (края с зубчиками)

Расхвалите, лист какой? (осенний, зубчатый, резной, жёлтый, золотой, лёгкий, красивый, грустный, печальный).

После каждого ответа прикрепляю по листку на дерево.

Что могло опечалить листок? (расставание с друзьями, скорый приход зимы)

Вы сказали, что листок осенний. Правы вы или нет, мы узнаем, отгадав загадку, которую я прочту на листке:

Поля вновь засеваю,

птиц к югу отправляю,

но не касаюсь сосен

О каком времени года загадка?

После какого времени года наступает осень? О каких осенних признаках говорится в загадке?

Обратите внимание на картинки. Внимательно рассмотрите и скажите, что общего на них заметили? (все об осени)

Чем отличаются эти картинки осенней природы (разная осень, 3 периода).

(тут должны быть фотографии, но администрация сайта не разбирается в авторском праве и не понимает, что они на свободной лицензии)

Покажите картинку начала осени.

Какая осень на ней изображена? (ранняя)

Докажите, что это начало осени?

Перечислите признаки, а я подкреплю ваши ответы схемами (солнце светит ярко, листья начинают желтеть, краснеть, небо высокое и голубое).

Как называется первый осенний месяц?

Вспомните пословицу о сентябре.

В сентябре и лист на дереве не держится.

Почему лист не держится?

Послушайте и скажите, к какой иллюстрации относятся стихи:

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах —

Это платье золотое

У берёзы на плечах.

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

О какой поре осени эти строчки?

Почему говорят, что осень золотая? (много жёлтого цвета)

Что делают осенние листья? (кружатся, опадают, танцуют, носятся, летают, сыплются, срываются, уносятся, мчатся, лежат, облетают, шуршат)

Как называется явление, когда листья опадают?

Деревья без листьев какие? (голые)

Давайте на некоторое время станем разными осенними листьями.

Повторяйте слова и движения за мной:

Мы листики осенние

На веточках сидели, (присесть)

Полетели (бег на носочках по кругу)

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели (присесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил (кружение на месте, руки вверху)

И на землю опустил. (присесть)

Ты каким был листком?

На каком дереве рос твой лист?

Подберите сравнения к слову листья.

Листья летят, как что? (птицы, парашютики, бабочки)

Ответы рисую на бумаге.

На что похож лист берёзы? (н а золотое сердечко, на монетку, на бабочку)

Вам нравится, когда листья танцуют, летают? Как становится кругом?

(празднично, нарядно, красиво)

Подскажите название второго месяца осени?

Плачет октябрь холодными слезами.

Что это за слёзы?

Что ни день – то резче ветер,

Рвёт в лесу листву с ветвей.

Что ни день — то раньше вечер,

А светает всё поздней.

Медлит солнышко, как будто

Подниматься силы нет…

Потому и всходит утро

Над землёй почти в обед.

Как вы думаете, эти стихи о ранней или о поздней осени?

Какие признаки поздней осени отражены в стихотворении?

Как сказано, что делает ветер?

Что говорится о солнышке?

Какие ещё перемены в природе подсказывают о поздней осени? Вспомните свои наблюдения.

(деревья голые, без листьев, насекомых не видно, по утрам иней, замерзают лужи, птицы улетели)

Почему улетают птицы?

На каких картинках отражена поздняя осень?

Как называется последний осенний месяц?

Ноябрь — ворота зимы.

Как это понимать? (скоро наступит зима)

В ноябре зима с осенью борется. (снег утром выпадает, а днём тает)

В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.

Мы вели беседу о трёх периодах осени. Напомнит вам об этом стихотворение, которое прочтёт Вероника.

В сентябре кружатся листья,

Кто их красит жёлтой кистью?

В октябре все птичьи стаи

Вдаль за море улетают.

А ноябрь – месяц скучный.

Он сгребает листья в кучу,

Сыплет сереньким дождём,

И гулять мы не идём. (Н. В. Нищева)

Я знаю поговорку: весна да осень, на дню погод восемь.

Почему так говорят? (погода в течении дня часто меняется)

Осенью погода изменчивая, непредсказуемая, но всё же есть в осени что – то хорошее, радостное. Давайте сыграем в игру:

«осень – хорошо, и осень – плохо».

Сначала назовём, что плохо: дождь, слякоть, резкий ветер, холодно,

хмурое небо, деревья без листьев, грустно, тоскливо, печально.

Что хорошего в осени? Разные краски, празднично, красиво,

собирают урожай, много света,

ягоды рябины радуют глаз…

На каждый ответ ребёнка прикрепляю под радостную тучку фишки жёлтого цвета, под печальной тучкой – синего цвета.

Осень — это хорошо и это плохо.

Настроение у нас от этого тоже бывает разное.

Закройте глаза и соприкоснитесь с красотой золотой осени, послушав музыку. (звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года»

А это осенние подарки листочки, которые вы можете раскрасить (каждому ребёнку — раскраска, осенний листок).

Осенины. Праздник осени в детском саду Праздник осени в детском саду является одним из любимейших праздников, ведь именно во время торжественных утренников ребятишки могут и повеселиться,.

Занятие по аппликации. Портрет осени Тема: Портрет осени. Задачи: • Учить вырезать изображение по контуру. • Продолжать учить работать с сухими листьями; подбирать их по цвету,.

Источник:
http://www.maam.ru/detskijsad/tri-perioda-oseni-konspekt.html

НОД Тема:«Осень. Периоды осени»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе

Тема:«Осень. Периоды осени»

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. КАЛИНИНГРАДА

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 131

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе

Тема: «Осень. Периоды осени»

провела: Афонина Валентина Петровна

Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Осень». Расширение словосочетания «золотая осень». Совершенствование грамматического строя речи (подбор существительных-синонимов, однородных определений, согласование существительного с прилагательным в роде, числе, падеже).

Развитие связной речи, фонематических представлений (развитие навыка звукового анализа слов), дыхания, речевого слуха, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения, артикуляционной и мелкой моторики.

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, инициативности, творческой активности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: корзинка с осенними листьями, мольберт, наборное полотно, предметные картинки с изображением деревьев (лиственных и хвойных). Репродукции картин (И. Шишкин «Рожь», И. Левитан «Золотая осень»), картинка с изображением поздней осени. Контейнеры с фишками. Эспандеры, зеркала, магнитофон.

  1. Организационный момент (создание эмоционального фона занятия). Дети входят в группу. На ковре рассыпаны разноцветные «живые» листья.

Логопед: Ребята, я приглашаю вас погулять по опавшим листьям. Представьте, что мы пришли в лес. Вспомните, как шуршат, шелестят под ногами листочки, улыбнитесь лесу, улыбнитесь друг другу. (Звучит «Осенняя песня» П. Чайковского. Через 1-2 минуты магнитофон выключается). Хорошо, а теперь садитесь на «лесную полянку» (дети садятся на ковер). Подышим свежим лесным воздухом.

2. Упражнения дыхательной гимнастики по схеме «Вдох-выдох» (по одному разу каждое упражнение).

— Не забывайте: спину держите прямо, руки на коленях, ноги «калачиком». При вдохе плечи не поднимать, при выдохе щеки не надувать (дети выполняют упражнения, следя за указкой).

3. Молодцы, вы правильно выполнили дыхательные упражнения (схема убирается).

— А сейчас внимательно послушайте загадку:

Время года отгадай:

Разноцветный лес красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют,

Птицы к югу улетают,

Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят,

Ежик листья собирает,

Свою норку утепляет.

— Какие приметы осени вы узнали в этой загадке?

Читайте также  Мастер-класс: аппликация из ватных дисков -новогодний подарок «Дед Мороз»

(Дети перечисляют приметы осени, которые запомнили из загадки).

— молодцы, вы хорошо отвечали и сегодня мы продолжим разговор об осени, о том, почему осень называют золотой, узнаем, какие периоды различают у осени и чем они отличаются друг от друга.

4. Беседа об осени с опорой на личный опыт детей.

Логопед: Назовите осенние месяцы по порядку.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Логопед: Правильно. Сентябрь обычно называют ранней осенью. Октябрь – золотой осенью, а ноябрь – поздней осенью. У этих периодов много отличий. Например, ранней осенью днем часто бывает тепло, как летом. Вспомните, как Людмила Ивановна разрешала вам снимать курточки во время прогулки. Но ночью и утром уже прохладно. Ранней осенью мы еще наблюдали за некоторыми насекомыми. Вспомните, за какими? (божьи коровки, жуки, пауки). Птицы в этот период только начинают готовиться к отлету, еще много цветов, а деревья ранней осенью стоят зеленые и только некоторые листочки начинают менять окраску.

А как вы думаете, в какой период осени собирают урожай овощей и фруктов?

Дети: Ранней осенью.

Логопед: Конечно, ранней осенью. А какой самый главный урожай собирают ранней осенью?

Дети: Урожай хлеба.

Логопед: Вспомните пословицы и поговорки о хлебе.

Будет хлеб – будет и песня.

Хлеб – всему голова.

Хлеб – наше богатство.

Много снегу – много хлеба.

Рожь поспела – берись за дело.

С хлебом русский человек – богатырь из века в век.

Логопед: Отлично! Молодцы!

Саша, прочитай нам, пожалуйста, стихотворение о ранней осени. (Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»)

Ты хорошо подготовилась, правильно произносила звуки и трудные слова.

Антон ты хочешь загадать нам загадку, которую выучил к этому занятию? Мы тебя слушаем.

С мамой мы пошли гулять,

Стал он землю поливать.

Поливал да поливал,

Всех под зонтики загнал.

Логопед: Предлагаю вам встать в круг. Поиграем в игру «Осенний дождик» (проводится игра). А сейчас садитесь за столы.

6. Упражнения на развитие мелкой моторики (с эспандерами), с речевкой: «я сожму свое кольцо…».

Упражнения артикуляционной гимнастики:

— для губ – «улыбка», «колесо», «трубочка», «заборчик-окошечко».

— для языка – «маляр», «лопаточка», (подуть на кончик языка – холодный ветерок), массаж языка зубами (та-та-та), губами (пя-пя-пя), «лошадка», «чашечка» (звук Ш – теплый ветерок).

7. Вслед за ранней осенью наступает золотая осень. Это самый красивый период осени.

Продолжим прогулку по осеннему лесу.

(Дети встают из-за столов, подходят к логопеду, который берет в руки корзину с листьями и предлагает детям понюхать их).

Дети: Осень пахнет опавшими листьями, последними цветами сыростью и прохладой.

Логопед: Выберите по одному листочку, подержите в руках. Расскажите, какие они на вид, на ощупь. Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какие осенние листья?».

Дети: Осенние листья разноцветные, пестрые, яркие, резные, узорчатые, гладкие, прохладные, душистые…

Логопед: Сложите на столе ковер из осенних листьев.

(Дети выполняют задание).

Молодцы, вы дружно поработали и поэтому «ковер» у вас получился особенно красивым. Посмотрите на него и подумайте, почему осень называют золотой.

Дети: Листья на деревьях становятся разноцветными: красными, желтыми, алыми, багряными. Когда смотришь на осенний лес или парк, он кажется золотым.

Логопед: Мне очень понравились ваши ответы. Золотой осенью трава тоже начинает менять свою окраску и засыхать. Как можно сказать иначе (трава вянет, желтеет…). Постепенно исчезают насекомые. Перелетные птицы начинают отлет.

— Кто видел птичьи стаи? Как сказать по другому? (клин, караван). Продолжим нашу прогулку по лесу. (Дети проходят к столу, где лежат предметные картинки с изображением деревьев).

Логопед: Предлагаю поиграть в игру «Чьи листья?». Вы должны будете взять по одной картинке, подумать, какое это дерево и как правильно назвать его листья. Например: «У клена листья кленовые». (Дети поочередно выставляют свои картинки на наборное полотно, отвечают по образцу полными предложениями).

Молодцы, вы отлично справились с заданием. Пройдите за сотлы. (На столах контейнеры с фишками).

— Кто знает, какое лиственное дерево дольше других стоит зеленым.

Дети: Это дерево – дуб.

8. Упражнение «Составь схему».

Логопед: Выложите из фишек звуковую схему слова «дубы» (звуковой анализ и синтез, деление на слоги, выделение ударного слога и ударного звука).

Логопед: Молодцы, вы правильно выполнили это задание. И сейчас Соня прочитает нам стихи о золотой осени. (А.С. Пушкин «Осень» — Унылая пора, очей очарованье…).

Логопед: Очень хорошо, садись на свое место.

— Пройдет период золотой осени, деревья потеряют листву, станет холоднее, все перелетные птицы улетят, насекомые спрячутся, дожди будут идти чаще, а ветра будут холоднее. Как будет называться этот период осени? Кто догадался?

Дети: Это будет поздняя осень.

Логопед: Стихи о поздней осени прочитает нам Даша. (С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»).

Логопед: Молодец, Даша. Спасибо.

9. Упражнение «Периоды осени».

(Логопед раскладывает на столе репродукции картин И. Шишкина «Рожь», И. Левитана «Золотая осень» и картину В. Попова «Поздняя осень»).

Логопед: Посмотрите на картины русских художников и определите, где изображена ранняя осень, где – золотая осень, а где – поздняя осень. Можете посовещаться, а потом расставьте картины на мольберте именно в таком порядке.

(Дети выполняют задание логопеда)

Логопед: Что ж, вы отлично выполнили задание. Действительно, на картине И. Шишкина «Рожь» изображена ранняя осень. Художник И. Левитан изобразил золотую осень. А картина В. Попова так и называется «Поздняя осень». Расскажите, что помогло вам правильно выполнить задание.

(Дети рассказывают, на какие приметы они обращали внимание, выполняя задание).

10. Итог занятия. (Оценка работы детей).

— Наше занятие в осеннем лесу подошло к концу. Что нового вы узнали сегодня? Что вам было интересно делать? (Затем логопед оценивает работу детей на занятии).

Источник:
http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2018/01/31/temaosen-periody-oseni

Какие периоды осени знаете вы?

Осень первоначальная, Осень Золотая, Осень Поздняя. У нас пока на дворе первоначальная. Фёдор Иванович Тютчев так написал о ней:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.. .
5 Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
10 Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.
О золотой осени хорошо отозвался Борис Пастернак:
Борис Пастернак

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой
Как венец на новобрачной.
Лик березы под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах,

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный,

Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный,

Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
Осень позднюю воспел Некрасов:
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни.. .
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —

Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю.. .
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою.
А в общем Осень всегда прекрасна и хороша! Как и любое время года! У природы нет плохой погоды! Мира и счастья Вам.

Мне летние просто невнятны улыбки,
И тайны в зиме не найду.
Но я наблюдала почти без ошибки
Три осени в каждом году.

И первая — праздничный беспорядок
Вчерашнему лету назло,
И листья летят, словно клочья тетрадок,
И запах дымка так ладанно-сладок,
Всё влажно, пестро и светло.

И первыми в танец вступают березы,
Накинув сквозной убор,
Стряхнув второпях мимолетные слезы
На соседку через забор.

Но эта бывает — чуть начата повесть.
Секунда, минута — и вот
Приходит вторая, бесстрастна, как совесть,
Мрачна, как воздушный налет.

Все кажутся сразу бледнее и старше,
Разграблен летний уют,
И труб золотых отдаленные марши
В пахучем тумане плывут.. .

И в волнах холодных его фимиама
Закрыта высокая твердь,
Но ветер рванул, распахнулось — и прямо
Всем стало понятно: кончается драма,
И это не третья осень, а смерть.

Читайте также  Трактор из Жигулей

Источник:
http://otvet.mail.ru/question/94552591

Какой бывает осень: глазами метеорологов и русских поэтов

Сейчас мы привыкли к тому, что основная примета начала осени – торжественно-испуганные первоклашки, с огромными бантами и ранцами, с букетами астр, георгинов, гладиолусов, спешащие на свой первый урок. Календарная осень начинается 1 сентября.


Начало учебного года — примета осени

Это удобнее с точки зрения унификации и глобализации. Однако наши предки, чьим основным занятием было сельское хозяйство, мерили сезоны иначе, считая, что осень начинается с 22 сентября и длится до Рождества Христова. С этим делением согласны и астрономы: ведь при таком раскладе начало осени совпадает с днем осеннего равноденствия, а ее конец – с днем зимнего солнцестояния.

Метеорологическая осень

Специалисты в наблюдении и прогнозировании погоды тоже меряют сезоны по-своему. Метеорологи ориентируются на суточные колебания температуры: осенний период – это когда среднесуточная температура находится в границах от +15 до 0 градусов.


Метеорологи измеряют сезоны по-своему

И поэтому осень, по их мнению, в каждом регионе наступает в разное время. И каждый год – по-разному. Влияют на этот процесс в Северном полушарии атлантические теплые течения и холодная Арктика.

С погодной точки зрения, осенний сезон – неоднородный и, в свою очередь, имеет пять подсезонов. А все эти градации осени и изменения в природе лучше всего описаны в произведениях русских поэтов.

Начало осени

Плывут паутины
Над сонным жнивьем.
Краснеют рябины
Под каждым окном.
Хрипят по утрам
Петушки молодые.
Дожди налегке
Выпадают грибные.
Поют трактористы,
На зябь выезжая.
Готовятся села
Ко Дню урожая.

Александр Твардовский


Плывут паутины над сонным жнивьем. Краснеют рябины под каждым окном

Когда среднесуточная температура опустится ниже отметки в +15 градусов, начинается метеорологическая осень. Как правило, в средней полосе России это происходит после 25 августа. Все чаще ложатся туманы, увеличивается количество пасмурных дней, по утрам уже по-осеннему прохладно.

Из-за противостояния арктического холода и прогретого за лето воздуха активизируются циклоны, и погода становится переменчивой – с дождями и сильными ветрами, несущими похолодание.


Начинаются дожди и похолодание

Природа реагирует на снижение температуры и уменьшение светового дня: в кронах деревьев, как первая седина в волосах, появляются желтые краски, насекомые становятся вялыми и сонными. Уже возможны первые ночные заморозки, которые в одно мгновение сметают с клумб яркие летние цветы.

*****
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь.
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.

Федор Тютчев


И льется чистая и теплая лазурь на отдыхающее поле…

Золотая осень

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой –
Как венец на новобрачной.
Лик березы – под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска,
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.

Борис Пастернак


Так бушует, что ни шаг, под ногами лист древесный

Примерно с 22 сентября наступает следующий этап – золотая осень. Азорский антициклон – огромная область высокого давления над Атлантикой в районе Азорских островов, влияющая на летнюю температуру в Северном полушарии, начинает смещаться к югу. Из-за этого перемещения погода становится непредсказуемо переменчивой.

И после похолодания вновь могут наступить теплые денечки. В народе этот период называют «бабьим летом», сравнивая осень со стареющей женщиной: то дряхлеющей и сетующей, то радующейся и веселящейся.


Осень только взялась за работу, только вынула кисть и резец, положила кой-где позолоту, кое-где уронила багрец

В целом же, среднесуточная температура падает до +10 градусов. Процесс синтеза хлорофилла в листьях замедляется, и зелень начинает сменяться желтыми, оранжевыми и красными красками – пигментами каротина и ксантофилла. А мы наблюдаем цветовую осеннюю феерию.

*****
Осень только взялась за работу,
Только вынула кисть и резец,
Положила кой-где позолоту,
Кое-где уронила багрец,

И замешкалась, будто решая,
Приниматься ей этак иль так?
То отчается, краски мешая,
И в смущенье отступит на шаг.

То зайдется от злости и в клочья
Все порвет беспощадной рукой.
И внезапно мучительной ночью
Обретет величавый покой.

И тогда уж, собрав воедино
Все усилья, раздумья, пути,
Нарисует такую картину,
Что не сможем мы глаз отвести.

И притихнем, смущаясь невольно:
Что тут сделать и что тут сказать.
А она все собой недовольна:
Мол, не то получилось опять!

И сама уничтожит все это,
Ветром сдует, дождями зальет,
Чтоб отмаяться зиму и лето
И сначала начать через год.

Маргарита Алигер

Глубокая осень

Температура продолжает снижаться. И к Покрову – середине октября, уже держится в пределах от +10 до +5 градусов. Для перелетных птиц это служит сигналом к началу отлета на юг.


Гусей крикливых караван тянулся к югу…

*****
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.

С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.

Выйдешь – поневоле
Тяжело – хоть плачь!
Смотришь – через поле
Перекати-поле
Прыгает, как мяч.

Афанасий Фет

Снижение среднесуточной температуры до +5 градусов – это сигнал не только для птиц, но и для коммунальщиков – начинается отопительный сезон. И для дачников – пришло время подзимней посадки чеснока и лука.


Пора сажать чеснок

Иногда с наступлением глубокой осени выпадает первый снег, а ночью всё чаще уже минусовая температура.

*****
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей,
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

Александр Пушкин

Обычно с конца октября начинается предзимье – четвертый период осени. Температура переходит через нулевой рубеж – начинается листопад: в месте прикрепления листа образуется отделяющий слой, который приводит к нарушению коммуникаций между стеблем и листом, и при порывах ветра или под собственной тяжестью листья начинают отваливаться – опадать.


Листопад

*****
Обрываются речи влюбленных,
Улетает последний скворец.
Целый день осыпаются с кленов
Силуэты багровых сердец.


Что ты, осень, наделала с нами!
В красном золоте стынет земля.
Пламя скорби свистит под ногами,
Ворохами листвы шевеля.

Николай Заболоцкий

Предзимье недаром носит такое название: в последних числах октября обычно начинаются снегопады. Чаще всего выпавший снег тает, неся за собой неуютную слякоть и распутицу.


Осенняя распутица. Время менять резину

*****
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.

Сергей Есенин

Первозимье

К 10 ноября заканчивается первая учебная четверть, и начинается последний кусочек осени – первозимье.


Что ты рано в гости, Осень, к нам пришла?

*****
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца.
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла.

Алексей Плещеев

Температура за окном все увереннее стремится к нулю. К концу ноября на европейской части России ложится постоянный снежный покров. Природа, наконец, замирает в преддверии зимних морозов и засыпает до весны.

Источник:
http://7dach.ru/NatashaPetrova/kakoy-byvaet-osen-glazami-meteorologov-i-russkih-poetov-201291.html

Когда начинается осень?

Когда начинается осень? Календарная осень начинается 1 — го сентября, об этом знает каждый школьник. Состоит календарная осень из трех месяцев: сентябрь, октябрь, ноябрь. А вот какой день считать началом астрономической осени? Когда начинается осень у фенологов или погодоведов? Вы узнаете из этого материала.

Когда начинается осень?

Когда начинается осень по солнцу?

Астрономическое начало осени – 22 (23) сентября-день осеннего равноденствия, окончание — 21(22) декабря-день зимнего солнцестояния.

Когда начинается осень у погодоведов?

Погодоведы и агрономы начало осени считают со срока устойчивого перехода среднесуточной температуры воздуха ниже 10° тепла-в среднем с 15 сентября.

Начало осени у фенологов

Фенологи начало осени относят ко времени появления первых заморозков и началу листопада-26 августа, конец связывают с установлением прочного снегового покрова. Первыми начинают ронять лист липа, береза, вяз, черемуха, осина.

Продолжительность осени 93 дня: с 26 августа по 27 ноября. Состоит из четырех фенологических сезонов.

Начало осени — 29 дней: с 26 августа по 24 сентября.

Золотая осень — 21 день: с 24 сентября по 15 октября.

Глубокая осень — 8 дней: с 15 октября по 23 октября.

Предзимье — 35 дней: с 23 октября по 27 ноября.

Как судили о предстоящей осени

Коли спелый овес в другой раз зазеленеет — осень будет ненастная.

Безвременно на деревьях появляются желтые листья — к ранней осени.

Если мало тенетника, дикие гуси садятся, а скворцы не отлетают — осень будет протяжная и сухая.

Много тенетника на бабье лето — к ясной осени и холодной зиме.

Паутина стелется по растениям — к теплу.

В лесу много рябины — осень будет дождливая, если же мало — сухая.

Если журавли летят высоко, не спеша, и «разговаривают» — будет стоять хорошая осень.

Гром в сентябре предвещает теплую осень.

Пока лист с вишен не опал, сколько бы снегу ни выпало, оттепель его сгонит.

Много дождей:

Осень идет и дождь за собой ведет.

Весенний дождь из тучки, осенний из-ясени.

Вешний дождь растит, осенний — гноит.

Весенний дождь парит, а осенью мочит.

Как по приметам осени судили о предстоящей зиме?

Сырое лето и теплая осень — к долгой зиме.

Много желудей на дубу — к лютой зиме.

Если с дерева лист не чисто спадает — будет холодная зима.

Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы.

Поздний листопад — к суровой и продолжительной зиме.

Строгой зиме быть, коли птица дружно в отлет пошла.

Осенью птицы летят низко — к холодной, высоко-к теплой зиме.

Большие муравьиные кучи с осени — на суровую зиму.

Появление комаров поздней осенью — к мягкой зиме.

Коли белка до Покрова (14 октября) чисто вылиняла, то зима будет хороша.

Кроты и мыши делают большие запасы — к суровой и снежной зиме.

Если мышь во льну гнездо совьет, то в зиму большие снега будут.

Если мыши отрывают норы на теплую сторону (юг) — то зима будет суровая.

Куры начинают линять рано осенью-к теплой зиме.

Пчелы осенью плотнее леток воском залепляют — на холодную зиму, оставляют его открытым — к теплой зиме.

Ответьте на занимательные вопросы викторины про осень или читайте смешные анекдоты про осень.

Понравился материал Когда начинается осень? Поделись ссылкой с друзьями в популярных социальных сетях.

Источник:
http://send-up.ru/kogda-nachinaetsya-osen/

Конспект по формированию целостной картины мира «Какая бывает осень»

Степанюк А.В., Малышева Е.А. , воспитатель
г. Красноярск

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Конспект по формированию целостной картины мира

«Какая бывает осень»

Виды детской деятельности: формирование целостной картины мира, коммуникативная, игровая.

Цель: обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках трех периодах осени: ранняя, золотая, поздняя, особенности их проявления в растительном и животном мире.

Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях.

Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

Развивать мелкую моторику рук, творческие способности.

Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.

Воспитывать творческую личность.

o Наблюдения за живой и неживой природой.

o Экскурсии по экологической тропинке детского сада.

o Рассматривание картин и репродукций об осени.

o Чтение художественной литературы.

o Заучивание стихов, отгадывание загадок.

Материал и оборудование: иллюстрации картин «Ранняя осень», «Золотая осень», «Поздняя осень», магнитофон, аудиозапись «Осень», фотографии изменения окраса диких животных.

Воспитатель приглашает детей на ковёр. Осень – это красивое время года, мы с вами не раз любовались ею. А художники и поэты воспели её красоту в своих произведениях, обращает внимание на выставку: репродукции картин Левитана, Поленова.

— Давайте полюбуемся нашей выставкой и послушаем звуки осени

Воспитатель читает стихотворение А. Плещеева «Осень наступила», спрашивает детей о времени года и о признаках. Уточняет и обобщает ответы. Сообщает, что осень можно разделить на три периода.

Дидактическая игра «Осень какая?»

— Если светит солнце — солнечная

— Если идет дождь — дождливая,

— Если дует ветер – ветреная,

— Если холодно – холодная,

— Если пасмурно – пасмурная,

— Если сыро – сырая,

— Если хмуро – хмурая,

— Если ясно – ясная.

— Если тепло –теплая.

— Есть несколько периодов в этом времени года. Давайте вспомним: ранняя, середина и поздняя. Найдите соответствующие иллюстрации.

— Сегодня мы с вами поговорим о том, чем различаются эти периоды осени. Оказывается, для каждого периода осени есть свой определённый месяц.

— Какие осенние месяцы мы знаем? Сколько их? Назовите. Давайте вспомним, какие изменения в природе происходят в каждом осеннем периоде.

— Сентябрь обычно называют ранней осенью. В народе его зовут златоцветом. Как Вы думаете, почему? (выслушивают ответы детей)

— Начало ранней осени легко узнать по летающим в воздухе паутинкам, появлению в лесу опят. День становится короче. Скажите, какая погода в этот период?

— Часто бывает тепло днем, а ночью холодно.

— Почему погода становится прохладной? (ответы детей)

— Дети идут в школу и несут учительнице красивые букеты из цветов, дозревают фрукты и овощи. Еще не исчезли многие насекомые, перелетные птицы только начинают готовиться к отлету в теплые края.

— Некоторые животные припасают на зиму запасы, кто? А некоторые нагуливают жир, что завалиться на всю зиму в спячку. Кто это? (показываем детям картинки.

Физминутка «тучи в небе хмурятся»

Тучи в небе кружатся (дети покачиваются с ноги на ногу)

Что ни шаг, то лужица (ходьба на мечте)

День осенний хмурится (руки на пояс, повороты)

Листопад на улице (кружатся)

По дороге стелется желтая метелица. ( легкий бег)

— Затем наступает середина осени – месяц октябрь. Это самый красивый период – его называют – золотая осень. Почему? Что происходит в природе(выслушиваем ответы детей)

— Листья на деревьях становятся разноцветными: красными, желтыми, багряными. Когда смотришь на осенний лес или парк издалека, он кажется золотым. Послушайте:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца. (И. Бунин)

— Какое явление можно наблюдать?

— Какие осадки характерны для этого периода осени? (Чаще идут дожди, иногда может даже выпасть снег.) Погода с каждым днём портится, люди одеваются по – осеннему. Как? (картинки)

— А как выдумаете, чем заняты люди в этот период? (выслушивает ответы детей и уточняет, что на селе много работы)

— Затем наступает поздняя осень — ноябрь. Посмотрите на картинки. Что вы можете сказать об этом периоде осени? Какая погода поздней осенью? Какие деревья, трава?

— Становится холодно, пасмурно. Часто идут дожди, дуют холодные ветра могут быть туманы. Деревья и кустарники голые, трава пожухла – стала коричневая.

— Поздней осенью нет цветов, засохли травы, спрятались насекомые, улетели птицы. Деревья стоят голые. Грустная картина.

— Вот какая разная бывает осень. А сейчас подумайте, какой период осени вам нравится больше всего и почему.

— Давайте поблагодарим осень за то, что она у нас погостила, порадовала своей красотой, подарила нам богатый урожай. А на прощанье я предлагаю вам сделать коллективную работу «Ёж» отпечатками своих ладошек.

Источник:
http://edu-time.ru/pub/112695