Отрасли машиностроения

Отрасли машиностроения

Отрасли машиностроения

Машиностроение — индустрия, производящая всевозможные, орудия, приборы, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения.

Машиностроение делится на три группы — трудоёмкое, металлоёмкое и наукоёмкое. В свою очередь, эти группы делятся на следующие отраслевые подгруппы: тяжёлое машиностроение, общее машиностроение, среднее машиностроение, точное машиностроение, производство металлических изделий и заготовок, ремонт машин и оборудования.

Так же к списку отраслей можно добавить разделы, которые появились совсем недавно (вторая половина XX века), такие как:

  • Ракетостроение
  • Электроника
  • Радиотехника
  • Робототехника

Развитие каждой из отраслей является немаловажной задачей, так как от этого зависит во многом зависит общий финансовый и экономический рост.

Отрасли машиностроения объединяют в 4 основные группы, в зависимости от рынка, на который направлена выпускаемая ими продукция:

  1. Инвестиционное машиностроение. В эту группу входят тяжелое, энергетическое, транспортное, химическое и нефтяное машиностроение. Развитие данных отраслей обуславливается в первую очередь инвестициями.
  2. Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение. Предприятия этой группы промышленности в основном зависят от платежеспособности сельхозпроизводителей.
  3. Станкостроение – это группа наукоемких отраслей (электротехника, приборостроение) развивающихся в зависимости от потребностей других отраслей.
  4. Автомобильная промышленность, чей выпуск ориентирован на спрос непосредственно потребителей (готовая продукция).

Готовые работы на аналогичную тему

Факторы, влияющие на изменение структуры отраслей:

  • Научно-технический прогресс. Чем интенсивней развивается наука и техника, тем нарастает потребность в новых отраслях, выделение из уже сформированных новых подотраслей.
  • Темп развития народного хозяйства.
  • Рост материального состояния населения, изменение в потребностях.

Тяжелое машиностроение

Тяжелое машиностроение — это совокупность подотраслей, предприятия которых ориентированы на выпуск металлообрабатывающего, горно-шахтного, подъёмно-транспортного и многих других, им подобных видов оборудования.

Данная отрасль отличается большим потреблением металла и относительно небольшой трудоемкостью. Так же тяжелое машиностроение является ведущей отраслью в промышленности, так как играет важную роль в развитии других отраслей и занимается выпуском оборудования для заводов и предприятий по переработке и добыче ресурсов, в том числе и металла.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Особенности тяжелого машиностроения заключаются в отливке и сборке крупногабаритных деталей.

Общее машиностроение

Общее машиностроение характеризуется средней или даже малой металлоемкостью, небольшой трудоемкостью.

Предприятия в основном ориентируются на районы потребления и реализации производимой продукции, дабы сократить расходы на транспортировку.

В основном общее машиностроение направленно на выпуск оборудования для нефтегазовых, сельскохозяйственных, химических и т. п. предприятий, и имеют широкое распространение на всей территории России.

Среднее машиностроение

К среднему машиностроению можно отнести такие отрасли как автомобилестроение, тракторостроение, станкостроение, робототехнику и т. п.

В советское время среднее машиностроение в основном было направленно на производство ядерного оружия.

Одним из первых начало развиваться тракторостроение. Самые большие заводы располагались в сельскохозяйственных районах, но при этом недалеко от металлургических баз (Челябинск, Волгоград). В дальнейшем тракторы стали применяться не только в сельскохозяйственных целях, но и в промышленных (тягачи, бульдозеры), поэтому имело смысл открыть специальные заводы тяжелых промышленных тракторов.

В свою очередь производство сельскохозяйственных машин располагалось вблизи от районов потребления. Данные заводы занимались выпуском комбайнов, машин для уборки кормовых и всевозможных технических культур.

Автомобилестроение сосредотачивалось в основном в центральных районах, где преобладали квалифицированные трудовые ресурсы, а также имелось большое число потребителей.

Создавались специальные предприятия для обеспечения автомобильных заводов агрегатами и деталями. Так же автомобилестроение занималось выпуском подшипников для любых отраслей народного хозяйства.

Точное машиностроение

К главным отраслям точного машиностроения относят: приборостроение, радиотехническое и электронное машиностроение, электротехническую промышленность.

Наиболее значимое влияние на развитие точного машиностроения оказывает финансовая возможность потребителей. В данный момент точное машиностроение находится в состоянии кризиса. Резко упал спрос на производимую продукцию, не хватает оборотных средств, отсутствуют ресурсы для инвестиционных проектов, к тому же имеется ряд банковских задолженностей.

На 2009 год спад точного машиностроения составлял 42%, что явилось наихудшим показателем среди всех отраслей промышленности.

Перед государством поставлены задачи интенсивного роста внутреннего рынка потребления промышленной продукции. В точном машиностроении в первую очередь будут укрепляться такие направления как радиотехническое и электронное машиностроение, приборостроение.

Производство металлических изделий и заготовок

В первую очередь производство изделий и заготовок связанно с источниками сырья, поэтому заводы, цеха и предприятия располагаются в районах ближайших к регионам добычи материалов (металл, горные породы и т. п.).

Развитие промышленности отчасти зависит от модернизации и технической поддержки. И производство заготовок и изделий из металла занимает не последнее место в данном развитии.

Для производства заготовок применяется такая функция как литье. Для производства продукции для промышленности используется в основном металл (чугун, сталь).

Изготовление заготовок отличается большим потреблением металла и относительно небольшой трудоемкостью.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источник:
http://spravochnick.ru/mashinostroenie/otrasli_mashinostroeniya/

Трудоемкое машиностроение

Содержание

  1. Машиностроение
  2. Отрасли
  3. Размещение
  4. Примеры современных производств
  5. Что мы узнали?
  • Тест по теме

Машиностроение

В машиностроительном комплексе выделяется несколько отраслей: тяжелое, среднее, общее, точное машиностроение, ремонтные центры и выпуск металлоизделий.

Все отрасли входят в категории трудоемкого, металлоемкого и наукоемкого машиностроения. Рассмотрим трудоемкое машиностроение.

В экономике трудоемкими назывались производства, где изготовление 1-й единицы продукции занимает длительное время. Сегодня это определение не соответствует уровню развития машиностроения.

Отрасли трудоемкого машиностроения:

  • станкостроение,
  • инструментальное производство,
  • приборостроение,
  • робототехника,
  • радиотехника,
  • электротехника,
  • электронная промышленность.

Эти отрасли относятся к среднему и точному машиностроению. В эту же группу можно добавить судо- и авиастроение, космическую отрасль, энергомашиностроение, которые традиционно принадлежат к тяжелому машиностроению.

Современное развитие перечисленных отраслей свидетельствует об их наукоемкости.

Размещение

Так как большинство трудоемких отраслей являются наукоемкими, размещение предприятий обусловлено наличием научных центров, квалифицированных кадров, ВУЗов, где можно готовить молодую смену. Следовательно, это крупные города и их пригороды. Некоторые города получают название наукоградов в связи с концентрацией научных и технических комплексов.

Современные ВУЗы разрабатывают и производят опытные экземпляры новых материалов, техники, приборов; например, университет Самары создал установку получения воды из воздуха, Донской университет – новые станки, Томский политехнический университет производит водоочистные установки и поставляет их в отдаленные населенные пункты по программе «Чистая вода».

Рис. 1. Водоочистной комплекс «Импульс».

Примеры современных производств

Рассмотрим примеры современных промышленных комплексов и отдельных производств.

Компания «Силовые машины» находится в Санкт-Петербурге, ее заводы располагаются в СПб, Калуге, Великих Луках, Таганроге. Специализируется на разработке и выпуске оборудования для электростанций всех типов, передачи электроэнергии и ее распределения.

Рис. 2. Турбины компании «Силовые машины», Санкт-Петербург.

Компания GBL Robotics выпускает сервисные роботы, ARKODIM в Казани и новосибирский «АвангардПЛАСТ» – промышленные роботы-манипуляторы, в НИИ противопожарной обороны МЧС создали робота для работы в аварийных шахтах.

Рис. 3. Робот для работы в аварийных шахтах.

Что мы узнали?

Мы узнали, что название «трудоемкое машиностроение» неприменимо к современному машиностроительному комплексу, что многие его производства являются наукоемкими. Мы выяснили, что к трудоемкому машиностроению относятся отрасли тяжелого, среднего и точного машиностроения. Мы познакомились с разработками ВУЗов, узнали производителей современной техники.

Читайте также  Перепечи - рецепт вкусной и сытной выпечки с разными начинками - БУДЕТ ВКУСНО! медиаплатформа МирТесен

Источник:
http://obrazovaka.ru/geografiya/trudoemkoe-mashinostroenie.html

Машиностроение — общая характеристика, структура и особенности развития

Машиностроение это конкретная отрасль промышленности. Её целью является образование различных технических устройств, оборудования и машин. Состав машиностроения можно условно разделить на три группы. Научная, трудоемкая, металлоемкая. Уже они разделяются на виды машиностроения, которые подразумевают отдельные отрасли. В них осуществляется обработка всех элементов периодической таблицы Менделеева и размещение производства по географическим особенностям.

Отрасли машиностроения

Народное хозяйство любой страны не сможет нормально существовать без машиностроения. Оно в полной мере размещает в себе самые ресурсоемкие предприятия, требующие серьезного научного потенциала. Плюс к этому каждая фабрика, завод и производство создает продукцию, примеры которой используются в реальной жизнедеятельности людей.

Старые отрасли

Они занимают лидирующие позиции в производстве точных изделий, приборов и оборудования. Здесь находится судостроение, которое занимается промышленным изготовлением кораблей и прочих плавучих средств.

Также к старым отраслям относят тракторостроение и железнодорожное машиностроение. Применение в них новейших технологий обеспечило высокую производительность труда в сельском хозяйстве, жизнедеятельности людей и организации перевозок.

Новые отрасли

Здесь разделение осуществляется на следующие подгруппы:

К автомобильному машиностроению относится легкое производство. Тяжелые и крупные предприятия требуют оборонной деятельности, ведь на них возложена функция создания технологически новых устройств и механизмов. Характеристика комплексов по созданию самолетов и энергетической отрасли превосходят даже самые смелые ожидания. Все дело в масштабе изделий и их возможностях.

Историческое разделение, пришедшее с Европы, плотно обосновалось на территории РФ. Оно подразумевает тяжелое машиностроение, среднее и точное. Во всех случаях требуется наличие огромных ресурсов, электрической энергии и задействование человеческого контроля. А иногда еще и упорного труда. Мировое разделение машиностроения по общим правилам обеспечивает эффективное производство необходимых товаров.

Новейшие отрасли

Основой этого подвида станут научные достижения. Здесь существуют следующие подвиды:

электроника и электротехника;

Такая структура позволяет техническому прогрессу опережать человеческие потребности. Производители ракет не могут предоставить продукцию для рядового покупателя. Да и денежных средств на это просто не хватит. А экономика страны получает новые исследования, приборы и даже различные средства управления ими.

Когда общество стало индустриальным, машиностроение заняло лидирующие позиции абсолютно во всех отраслях народного хозяйства. Государство определяет его уровень доходов и возможности, которые имеют его граждане. Отсюда развивается военный потенциал, что позволяет добиваться новых высот и обеспечивать себе спокойствие.

Сейчас общество приняло информационный путь развития. При этом машиностроение, будь то старая отрасль или новая, по-прежнему позволяет добиваться превосходства.

Центры машиностроения в России

На первое место выходит южная часть Уральских гор. Там находятся такие города, как Екатеринбург, Челябинск, Ижевск, Пермь, Набережные Челны, Уфа. Второе место разделяют все крупные города и мегаполисы страны. Тут Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Калининград, Нижний Новгород и Комсомольск-на-Амуре.

Во всех этих точках на карте либо находятся конкретные предприятия, либо множество дополнительных фабрик, нуждающихся в тех или иных товарах. Поэтому они потребляют огромное количество энергии и ресурсов, что приводит к их функционированию на каждой подгруппе машиностроения.

Принципы размещения предприятий наукоемкого машиностроения

Эта отрасль является одной из самых востребованных в плане человеческого ресурса. Здесь важно понимать, что изготовление приборов для авиастроения или создание новых компьютеров возможно в условиях полного лидирования. А это возможно лишь при наличии рядом находящихся высших и средних учебных заведений.

Машиностроение мира — страны лидеры

Первое место разделяют между собой Китай и США. К ним добавляются СНГ и Западная Европа.

Крупные компании, транснациональные корпорации и множество предприятий сосредоточены в основном в Восточной Азии и Северной Америке. Поэтому они обеспечивают лидерство следующим странам: США, Китай, Россия, Канада.

В заключении отметим, что без машиностроения невозможна современная жизнь. Оно обеспечивает множество рабочих мест, крупные денежные доходы и развитие современных технологий.

Источник:
http://nauka.club/geografiya/mashinostroenie-eto.html

Трудоемкое машиностроение – какие отрасли относятся, примеры с названиями

Машиностроение является ведущим производственным комплексом, по его состоянию судят о научном и технологическом уровне страны. Статья рассказывает о трудоемком машиностроении, особенностях его размещения, основных тенденциях развития.

Машиностроение

В машиностроительном комплексе выделяется несколько отраслей: тяжелое, среднее, общее, точное машиностроение, ремонтные центры и выпуск металлоизделий.

Все отрасли входят в категории трудоемкого, металлоемкого и наукоемкого машиностроения. Рассмотрим трудоемкое машиностроение.

В экономике трудоемкими назывались производства, где изготовление 1-й единицы продукции занимает длительное время. Сегодня это определение не соответствует уровню развития машиностроения.

Отрасли трудоемкого машиностроения:

  • станкостроение,
  • инструментальное производство,
  • приборостроение,
  • робототехника,
  • радиотехника,
  • электротехника,
  • электронная промышленность.

Эти отрасли относятся к среднему и точному машиностроению. В эту же группу можно добавить судо- и авиастроение, космическую отрасль, энергомашиностроение, которые традиционно принадлежат к тяжелому машиностроению.

Современное развитие перечисленных отраслей свидетельствует об их наукоемкости.

Размещение

Так как большинство трудоемких отраслей являются наукоемкими, размещение предприятий обусловлено наличием научных центров, квалифицированных кадров, ВУЗов, где можно готовить молодую смену. Следовательно, это крупные города и их пригороды. Некоторые города получают название наукоградов в связи с концентрацией научных и технических комплексов.

Современные ВУЗы разрабатывают и производят опытные экземпляры новых материалов, техники, приборов; например, университет Самары создал установку получения воды из воздуха, Донской университет – новые станки, Томский политехнический университет производит водоочистные установки и поставляет их в отдаленные населенные пункты по программе «Чистая вода».

Рис. 1. Водоочистной комплекс «Импульс».

Примеры современных производств

Рассмотрим примеры современных промышленных комплексов и отдельных производств.

Компания «Силовые машины» находится в Санкт-Петербурге, ее заводы располагаются в СПб, Калуге, Великих Луках, Таганроге. Специализируется на разработке и выпуске оборудования для электростанций всех типов, передачи электроэнергии и ее распределения.

Рис. 2. Турбины компании «Силовые машины», Санкт-Петербург.

Компания GBL Robotics выпускает сервисные роботы, ARKODIM в Казани и новосибирский «АвангардПЛАСТ» – промышленные роботы-манипуляторы, в НИИ противопожарной обороны МЧС создали робота для работы в аварийных шахтах.

Рис. 3. Робот для работы в аварийных шахтах.

Что мы узнали?

Мы узнали, что название «трудоемкое машиностроение» неприменимо к современному машиностроительному комплексу, что многие его производства являются наукоемкими. Мы выяснили, что к трудоемкому машиностроению относятся отрасли тяжелого, среднего и точного машиностроения. Мы познакомились с разработками ВУЗов, узнали производителей современной техники.

Источник:
http://sprint-olympic.ru/uroki/geografija/56074-trydoemkoe-mashinostroenie-kakie-otrasli-otnosiatsia-primery-s-nazvaniiami.html

Обзор машиностроительной отрасли РФ

Первым машиностроительным предприятием Российской империи можно считать санкт-петербургский завод паровых двигателей, начавший работу к 1804 году. В дальнейшем на нём выпускались пароходы и оборудование для железных дорог.

К окончанию XIX века отрасль бурно развивается, запустив в работу 80 % мощностей на территории тогдашней столицы и в Прибалтике. За прошедшие два с лишним столетия, машиностроение России пережило немало взлётов и падений, обусловленных внешними и внутренними политическими событиями. Однако в 2018 году доля его в промышленном производстве страны достигла 12%, что составило 8 трлн. рублей или 128 млрд. долларов.

Структура объёмов выпущенной продукции по отраслевым направлениям в 2018 году

Читайте также  AbavaNet - Одностороннее зеркальное стекло

Несмотря на финансовые затруднения, в 2019 году произошёл значительный прирост машиностроительного производства на 5,1 % по сравнению с предыдущим годом.

Центры машиностроения в России

Машиностроительные центры нашей страны:

  • Москва. На её территории сосредоточены предприятия, производящие автомобили, станки, продукцию точечного машиностроения.
  • Санкт-Петербург. Город прославлен заводами, изготавливающими изделия космического, точного, тяжёлого, энергетического машиностроения. В силу своего географического расположения, северная столица обладает судостроительным производством и оборонными предприятиями.
  • Екатеринбург. Центр Урала – это мощнейшее сосредоточение тяжёлой промышленности и целого ряда организаций по выпуску станков.
  • Южные регионы. Астрахань, Краснодар, Ростов-на-Дону поставляют на рынок сельскохозяйственную технику: комбайны, трактора, агротехнические агрегаты.
  • Поволжье. Нижний Новгород, Казань, Ульяновск, Тольятти – известнейшие центры автомобилестроения.
  • Дальний Восток. Один из наиболее удалённых регионов страны активно развивает: лесозаготовительную отрасль (Хабаровск), производство энергетического оборудования (Комсомольск-на-Амуре), судостроение (Благовещенск).
  • Практически каждый большой (а иногда и средний) город в стране имеет машзавод или иное машиностроительное предприятие государственного значения.

Всего отрасль насчитывает 40 000 предприятий, из которых 2 000 – наиболее крупные. Структура машиностроения России включает в себя: 19 комплексов по различным направлениям, свыше 100 подотраслей и ряд отдельных предприятий узкого профиля.

Состав машиностроительного комплекса

Исторически машиностроительная отрасль включает в себя: тяжёлое, среднее и общее машиностроение. Эти три направления были созданы в зависимости от потребления энергоресурсов, материалов, трудозатрат. Они продолжают существовать и развиваться под направлением прогресса, вбирая в себя новые направления хозяйственной деятельности.

Тяжёлое и энергетическое

Тяжёлое и энергетическое машиностроение возникло для производства:

  • Землеройного и горно-шахтного оборудования. Сюда относятся: роторные и шагающие экскаваторы, горнопроходческая техника, очистные комбайны, машины для разведки и добычи полезных ископаемых, буровые установки и тому подобные агрегаты.
  • Грузоподъёмныхмашин (краны) и линий транспортировки (конвейеры), складского оборудования для перемещения хранимых товаров и изделий.
  • Дробильной и размольной техники, агломерационных машин.
  • Оборудования предприятий металлургии: печей, станов, формовочных линий, миксеров, грануляторов, грохотов, обжиговых машин и сопутствующего оборудования.
  • Кузнечно-прессовых агрегатов, станков, отличающихся большой массой и габаритами.
  • Транспортных средств: локомотивов, вагонов, крупнотоннажных кораблей.
  • Энергетического оборудования электрических станций, котельных, подстанций и линий электропередач.

Отрасль характеризуется повышенным спросом на сырьевые и энергетические ресурсы при незначительных трудовых затратах (по сравнению с другими направлениями). Для её работы необходимо значительное количество чёрного и цветного металла, пластмассы, электрической энергии и большие производственные площади.

Естественно, что столь ёмкое и громоздкое производство располагается: или вблизи металлургических предприятий, или рядом с потребителями продукции.

Ведущими организациями тяжёлого машиностроения являются:

Предприятия-лидеры на рынке изготовителей энергетического оборудования:

Станкостроение

Системообразующая отрасль машиностроения. Основным назначением которой, является производство станков и иного оборудования для обработки разнообразных материалов. К ним относятся: металлы, древесина, пластмассы, минералы.

Кроме станочного парка, отрасль производит:

  • Автоматические линии.
  • Кузнечно-прессовое оборудование.
  • Комплексные линии обработки материалов в автоматическом режиме.
  • Станочную технику с ЧПУ (числовым программным управлением).

В настоящее время станкостроение России значительно уступает свои позиции ведущим мировым производителям, лидером среди которых является Китай. Хотя, в последние годы, в связи с рядом политических событий и возрождением военно-промышленного комплекса, появились предпосылки некоторого возрождения отрасли.

Предприятия станкостроительного комплекса можно условно разделить на три группы:

  • Заводы, построенные в советскую эпоху.
  • Государственный холдинг АО «Станкопром».
  • Частная структура, объединяющая отдельные производства «СТАН».

Есть и четвёртое направление – современные предприятия оборонно-промышленного комплекса, базирующиеся на новых перспективных технологиях.

Однако, серьёзных оснований для интенсивного развития отрасли, пока нет. Имеются локальные инвестиционные планы, открываются новые производства, частично модернизируется оборудование. Но принципиальные «прорывные» направления, способные выдвинуть на мировой рынок достойную продукцию, отсутствуют. Более того, претерпел изменения сам принцип формирования отрасли, разделившейся на ряд подразделения, в дальнейшем интегрирующийся под конкретного заказчика, желающего получить определённое количество изделий одной марки.

Крупнейшими игроками станкостроительной отрасли (насчитывающей более 100 действующих предприятий) современной России являются:

  • ПАО «Тяжстанкогидропресс».
  • АО «Ульяновский научно-исследовательский институт авиационной технологии и организации производства».
  • ООО «Савеловский станкостроительный завод».
  • ЗАО «Петербургский станкостроительный завод».
  • ОАО «Саранское станкостроительное объединение».
  • ОАО «Сасовский станкостроительный завод».
  • ЗАО «Липецкое станкостроительное предприятие».
  • ООО «Саратовский завод тяжелых зуборезных станков».
  • ООО «Станкоинструментальный завод «Термит».
  • ООО «Рязанский завод промышленного оборудования».

Транспортное

Транспортное машиностроение в соответствии с мировой классификацией включает в себя: авиастроение, судостроение, вагоностроение, локомотивостроение, производство автомобилей и подъёмно-транспортной техники. Понятно, что столь широкая отрасль, существующая более двух столетий в России, подразделяется на ряд подотраслей, имеющих в своём распоряжении широкую научно-производственную базу. Десятая часть трудоспособного населения страны работает на предприятиях транспортного машиностроения.

Распоряжением Совета Министров РФ за № 1756-р от 17 августа 2017 года, введена в действие дальнейшая стратегическая развития транспортного машиностроения (подразумевается рельсовый транспорт) на период до 2030 года. Воплощение её в жизнь позволит:

  • Удовлетворить потребности страны в железнодорожном транспорте, обеспечив объёмы грузоперевозок вагонами и локомотивами.
  • Открыть перспективы развития других отраслей промышленности.
  • Развить торговую сеть государства, обеспечив её внутренними и внешними связями.
  • Обеспечить устойчивую работу смежных организаций.
  • В планах ближайшего десятилетия:
  • Строительство высокоскоростных и тяжеловесных поездов.
  • Создание и внедрение интеллектуальных средств организации работы рельсового транспорта.

Реализация программы возлагается на 500 предприятий, лидерами среди которых являются:

Прошедший 2019 год для железнодорожного машиностроения был рекордным: объём отгрузки вырос на 12,4 %; производство путевой техники увеличилось на 77,6 %; локомотивов на 56,6 %; моторвагонов на 19,3 %.

Ведущее место среди отраслей транспортного машиностроения занимает производство автомобилей. Доля персонала, задействованного в этой отрасли, составляет 13 % от общего количества машиностроителей.

Предприятиями автопрома в 2019 году было произведено 1,72 млн. автотехнических изделий (в 2018 году – 1 770 545). Причём, почти половина выпущенных автомашин была произведена на предприятиях:

  • АВТОВАЗ.
  • «Автотор».
  • «Хенде Мотор Мануфактуринг Рус».

Наша страна обладает большим количеством рек и озёр, её побережья омывает множество морей. Издревле, водные пути были лучшими транспортными артериями для торговли и путешествий. И сегодня они не потеряли своей актуальности.

Не смотря на достаточно жёсткую конкуренцию, российское судостроение, представленное 4000 предприятий, не сдаёт своих позиций. В период с 2010 по 2018 год ежегодное производство судов составляло:

  • 22 ÷ 72 гражданских.
  • 22 ÷ 208 военных.

По утверждениям аналитиков, именно судостроение может стать локомотивом, выводящим страну на передовые рубежи высокотехнологичного производства. Крупнейшие предприятия этой отрасли расположены в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Северодвинске, Волгограде, Тюмени, Калининградской и Амурской областях.

Одно из направлений транспортного машиностроения – это специализированная грузоподъёмная автотранспортная техника, играющая очень важную роль в любой отрасли народного хозяйства. Она производится:

  • В Костромской области – автокран «Галичанин».
  • В городе Иваново – знаменитый на всю страну автокран «Ивановец».

Авиационная промышленность

Одна из важнейших отраслей народного хозяйства, производящая ежегодно, порядка:

  • 30 самолётов гражданской авиации.
  • 250 вертолётов.
  • 100 летательных аппаратов военного назначения, среди которых: истребители, бомбардировщики, военно-транспортные и учебно-боевые самолёты.

В последние годы этот список пополнили беспилотные летательные аппараты. Необходимо также отметить многофункциональность изготовляемой продукции, осуществляющей не только перевозки пассажиров и грузов, но и тушащей лесные пожары, выполняющей монтаж сложных строительных конструкций, оказывающей крупномасштабную санитарно-медицинскую помощь.

Читайте также  Что нужно знать начинающему райтеру

Однако в 2019 году произошло значительное снижение объёмов выпуска самолётов.

Статистика самолётостроения в России в 2017÷2019 годах

Источник:
http://xn--80aegj1b5e.xn--p1ai/publication/obzor-mashinostroitelnoy-otrasli-rf

Отрасли машиностроения

Отрасли машиностроения

Машиностроение — индустрия, производящая всевозможные, орудия, приборы, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения.

Машиностроение делится на три группы — трудоёмкое, металлоёмкое и наукоёмкое. В свою очередь, эти группы делятся на следующие отраслевые подгруппы: тяжёлое машиностроение, общее машиностроение, среднее машиностроение, точное машиностроение, производство металлических изделий и заготовок, ремонт машин и оборудования.

Так же к списку отраслей можно добавить разделы, которые появились совсем недавно (вторая половина XX века), такие как:

  • Ракетостроение
  • Электроника
  • Радиотехника
  • Робототехника

Развитие каждой из отраслей является немаловажной задачей, так как от этого зависит во многом зависит общий финансовый и экономический рост.

Отрасли машиностроения объединяют в 4 основные группы, в зависимости от рынка, на который направлена выпускаемая ими продукция:

  1. Инвестиционное машиностроение. В эту группу входят тяжелое, энергетическое, транспортное, химическое и нефтяное машиностроение. Развитие данных отраслей обуславливается в первую очередь инвестициями.
  2. Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение. Предприятия этой группы промышленности в основном зависят от платежеспособности сельхозпроизводителей.
  3. Станкостроение – это группа наукоемких отраслей (электротехника, приборостроение) развивающихся в зависимости от потребностей других отраслей.
  4. Автомобильная промышленность, чей выпуск ориентирован на спрос непосредственно потребителей (готовая продукция).

Готовые работы на аналогичную тему

Факторы, влияющие на изменение структуры отраслей:

  • Научно-технический прогресс. Чем интенсивней развивается наука и техника, тем нарастает потребность в новых отраслях, выделение из уже сформированных новых подотраслей.
  • Темп развития народного хозяйства.
  • Рост материального состояния населения, изменение в потребностях.

Тяжелое машиностроение

Тяжелое машиностроение — это совокупность подотраслей, предприятия которых ориентированы на выпуск металлообрабатывающего, горно-шахтного, подъёмно-транспортного и многих других, им подобных видов оборудования.

Данная отрасль отличается большим потреблением металла и относительно небольшой трудоемкостью. Так же тяжелое машиностроение является ведущей отраслью в промышленности, так как играет важную роль в развитии других отраслей и занимается выпуском оборудования для заводов и предприятий по переработке и добыче ресурсов, в том числе и металла.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Особенности тяжелого машиностроения заключаются в отливке и сборке крупногабаритных деталей.

Общее машиностроение

Общее машиностроение характеризуется средней или даже малой металлоемкостью, небольшой трудоемкостью.

Предприятия в основном ориентируются на районы потребления и реализации производимой продукции, дабы сократить расходы на транспортировку.

В основном общее машиностроение направленно на выпуск оборудования для нефтегазовых, сельскохозяйственных, химических и т. п. предприятий, и имеют широкое распространение на всей территории России.

Среднее машиностроение

К среднему машиностроению можно отнести такие отрасли как автомобилестроение, тракторостроение, станкостроение, робототехнику и т. п.

В советское время среднее машиностроение в основном было направленно на производство ядерного оружия.

Одним из первых начало развиваться тракторостроение. Самые большие заводы располагались в сельскохозяйственных районах, но при этом недалеко от металлургических баз (Челябинск, Волгоград). В дальнейшем тракторы стали применяться не только в сельскохозяйственных целях, но и в промышленных (тягачи, бульдозеры), поэтому имело смысл открыть специальные заводы тяжелых промышленных тракторов.

В свою очередь производство сельскохозяйственных машин располагалось вблизи от районов потребления. Данные заводы занимались выпуском комбайнов, машин для уборки кормовых и всевозможных технических культур.

Автомобилестроение сосредотачивалось в основном в центральных районах, где преобладали квалифицированные трудовые ресурсы, а также имелось большое число потребителей.

Создавались специальные предприятия для обеспечения автомобильных заводов агрегатами и деталями. Так же автомобилестроение занималось выпуском подшипников для любых отраслей народного хозяйства.

Точное машиностроение

К главным отраслям точного машиностроения относят: приборостроение, радиотехническое и электронное машиностроение, электротехническую промышленность.

Наиболее значимое влияние на развитие точного машиностроения оказывает финансовая возможность потребителей. В данный момент точное машиностроение находится в состоянии кризиса. Резко упал спрос на производимую продукцию, не хватает оборотных средств, отсутствуют ресурсы для инвестиционных проектов, к тому же имеется ряд банковских задолженностей.

На 2009 год спад точного машиностроения составлял 42%, что явилось наихудшим показателем среди всех отраслей промышленности.

Перед государством поставлены задачи интенсивного роста внутреннего рынка потребления промышленной продукции. В точном машиностроении в первую очередь будут укрепляться такие направления как радиотехническое и электронное машиностроение, приборостроение.

Производство металлических изделий и заготовок

В первую очередь производство изделий и заготовок связанно с источниками сырья, поэтому заводы, цеха и предприятия располагаются в районах ближайших к регионам добычи материалов (металл, горные породы и т. п.).

Развитие промышленности отчасти зависит от модернизации и технической поддержки. И производство заготовок и изделий из металла занимает не последнее место в данном развитии.

Для производства заготовок применяется такая функция как литье. Для производства продукции для промышленности используется в основном металл (чугун, сталь).

Изготовление заготовок отличается большим потреблением металла и относительно небольшой трудоемкостью.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источник:
http://spravochnick.ru/mashinostroenie/otrasli_mashinostroeniya/