Основные проблемы и перспективы развития отечественного машиностроения

Основные проблемы и перспективы развития отечественного машиностроения

ХАХАЛЕВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА,
преподаватель кафедры экономических
теорий и военной экономики Военного университета

Машиностроение является ведущей базовой отраслью экономики и ее главным системообразующим элементом, определяющим состояние производственного потенциала и обороноспособности государства, устойчивое функционирование всех отраслей промышленности и наполнение потребительского рынка. Продукция предприятий машиностроения поставляет средства производства во все области хозяйства и играет решающую роль в реализации достижений научно-технического прогресса. Создание конкурентоспособной инновационной российской экономики невозможно без модернизации машиностроительного комплекса как основы всей промышленности.

Главной проблемой машиностроительной отрасли на современном этапе продолжает оставаться изношенность основных фондов, которая составляет в среднем от 40 до 50% [9] Российская машиностроительная отрасль как отечественный поставщик машин и оборудования производственным предприятиям в качестве основы перехода к конкурентоспособному производству нуждается в поиске способов организации эффективного финансирования процесса обновления основных фондов, в том числе модернизации действующего оборудования в рамках реализации отраслевых планов по импортозамещению, улучшению использования производственных мощностей. Ситуация в отрасли остается достаточно неоднозначной, решить ее только при помощи рыночных механизмов нельзя, и, как показывает опыт, господдержка также не всегда является эффективной. Необходим комплекс мер, включающий как участие государства, рыночные модели, так и четко проработанную экономическую систему развития машиностроительной отрасли [4, с. 156].

К основным факторам, которые оказывают влияние на текущее состояние машиностроительной отрасли относятся:

1. оказание государственной поддержки военно-промышленного комплекса: в том числе, рост номенклатуры государственного оборонного заказа;

2. рост объема поставки по линии военно-технического сотрудничества РФ,

3. макроэкономические факторы.

За последние пять лет наблюдался ежегодный прирост объемов производства общества за счет увеличения номенклатуры государственного оборонного заказа и поставок продукции на экспорт.

Как показывают статистические данные, в 2014 году наблюдалось незначительное падение производства по причине отмены этапной сдачи продукции, но уже в 2015-2017 годах наблюдалось увеличение объема производства. Оно составило около 5 млрд. руб., что является максимальным показателем за пять лет [8, с. 116-123].

Одним из важнейших факторов успеха любого предприятия является его кадровый потенциал. Машиностроение — это отрасль, которая нуждается в непрерывном развитии, постоянном совершенствовании существующих технологий и внедрении новы [1]. Без подготовленных кадров высокой квалификации невозможны ни эффективное и быстрое освоение новых технологий, ни рост производительности труда, ни повышение конкурентоспособности предприятия. Препятствием для найма высококвалифицированных сотрудников часто становится большая разница в финансовом положении машиностроительных предприятий. Потребность предприятий машиностроительной отрасли в персонале отражает диаграмма 1.

Анализируя данные диаграммы, можно заметить, что основная потребность предприятий машиностроения состоит в сотрудниках рабочих специальностей и конструкторах. Руководители высшего и среднего звена, а также непроизводственные специалисты (экономисты, бухгалтеры, юристы) гораздо менее востребованы.

Можно выделить следующие основные направления модернизации машиностроительной отрасли:

1. Активизация процессов импортозамещения. На данный момент существует большая вероятность продления санкций против России со стороны других государств. Но существенно повлиять на техническую составляющую отрасли машиностроения они не смогли, однако экономическая уверенность и стабильность наших предприятий значительно пошатнулась.

2. Привлечение новых источников инвестирования. Несмотря на то, что инвестиции не влияют на прямую на повышение эффективности деятельности предприятий машиностроительной отрасли, они играют большую роль в других областях, таких как замена оборудования, повышение эффективности деятельности рабочего персонала и т.д.

3. Разработка, использование передовых технологий и современного оборудования с целью обеспечения роста производительности труда. Необходимо наращивать прямую взаимосвязь предприятий машиностроения с ведущими техническими и экономическими институтами России.

4. Модернизация технологической базы на предприятиях. Законодательная и нормативная база государства постоянно меняется, но не все предприятия своевременно приводят их к новым требованиям, поэтому необходимо усилить в данной сфере контроль как внутренний (на самом предприятии), так и внешний (со стороны контролирующих органов).

5. Формирование потенциала отрасли для развития на мировых рынках за счет повышения производственной эффективности и энергоэффективности.

6. Разработка новой структурной организации работы отрасли. Текущая модель отрасли, которая функционирует на данный момент, устарела и не отвечает современным требованиям [7, с. 118-125].

7. Создание условий для привлечения квалифицированной рабочей силы. Необходимо пересмотреть трудовые условия для рабочего персонала: создать более привлекательные условия труда, дополнительные дни к отпуску за отличный труд, более гибкую систему оплаты труда.

8. Освоение рынка, как в России, так и за рубежом. Необходимо организовывать взаимодействие российских предприятий с зарубежными, чтобы им было проще выходить на зарубежный рынок.

9. Разработка и реализация совместно с банками государственных программ поддержки предприятий. В связи с неблагоприятной обстановкой на мировом рынке российская отрасль машиностроения нуждается в дополнительном финансировании. Это возможно осуществить совместно с государственными программами поддержки предприятий и банковским сектором: необходимо снизить процентные ставки при кредитовании предприятий с помощью государства.

10. Обеспечение налоговых преференций для создаваемых вновь или подвергаемых коренной реконструкции предприятий. В связи с кризисом мировой экономики многие предприятия, стараясь остаться на плаву, модернизируют своё производство, но эти действия требуют огромных затрат. Вот для того чтобы их снизить, необходимо существенно снизить налоговые ставки для таких предприятий или объявить на момент их реконструкции налоговые каникулы. Тем самым предприятия получат дополнительные средства, которые облегчат мероприятия по их реконструкции.

Реализация описанных направлений модернизации машиностроения позволит улучшит следующие индикаторы (показатели) развития отрасли: индекс промышленного производства; индекс производительности труда; индекс физического объема инвестиций в основной капитал; индекс прироста высокопроизводительных рабочих мест.

Такими образом, несмотря на существенные трудности, машиностроительная отрасль России имеет возможность интенсивно развиваться и даже успешно конкурировать на международном рынке, однако для стимуляции такого развития необходимо провести ряд мер как на уровне отрасли в целом, так и для отдельных значимых предприятий.

Источник:
http://journalpro.ru/articles/osnovnye-problemy-i-perspektivy-razvitiya-otechestvennogo-mashinostroeniya/

Основные проблемы машиностроительного комплекса

Машиностроение – это отрасль, которая включает в себя: общее машиностроение, специализирующейся на выпуске производственного оборудования; транспортное машиностроение; электротехническая и электронная промышленность; приборостроение; производство военной техники и вооружения и рад других подотраслей и производств (около 300). Мы видим, как много отраслей составляет машиностроительный комплекс, отсюда следует большое количество проблем и задач, которые рассматриваются ниже.

Одной из главных задач машиностроения является коренная реконструкция и опережающий рост таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность, производство вычислительной техники, что позволит России набрать темпы для приближения к мировому уровню экономики.

Отечественному машиностроению присущ целый ряд проблем, которые можно сгруппировать в зависимости от их характера.

1. Проблемы, связанные с развитием машиностроительного комплекса:

— низкие темпы роста ведущих отраслей, а в некоторых случаях и спад производства;

— простои многих предприятий;

— низкие темпы обновления оборудования и выпускаемой продукции (например, 60% металлообрабатывающих станков имеет возраст более 10 лет).

2. Необходимость структурной перестройки:

— основная часть продукции российского машиностроения имела оборонное значение в течение длительного времени, в связи с чем возникла необходимость обновление и уклон на развитие других отраслей;

Читайте также  Пингвин своими руками

— необходимость опережающего роста таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность.

3. Проблемы повышения качества производимых машин:

— несоответствие подавляющей части отечественного оборудования и машин мировым стандартам;

— низкое качество и надежность выпускаемой продукции (продукция не соответствует мировым стандартам, низкая надежность производимых машин, т.к. раньше Россия была ориентирована на внутренний рынок.

Основными направлениями развития машиностроительного комплекса Россиив условиях перехода к рыночными отношениям можно должны быть такие действия, как:

1. Остановить спад производства рядом конкретных мер государственного характера:

— поддержание через государственный заказ на должном уровне производства таких видов оборудования, которые обеспечивают воспроизводственный процесс экономики страны;

— прекращение либерализации цен на топливо и энергию, как основное сырье для машиностроительного комплекса;

— введение налоговых льгот для машиностроительного комплекса, его инвесторов, поставщиков металла, топлива, энергии, комплектующих изделий.

2. Повысить научный уровень обоснования размещения отраслей комплекса по территории страны.

3. Совершенствовать ремонтное производство по следующим направлениям:

— формирование территориальных межотраслевых ремонтных комплексов, разветвленной сети предприятий с подетальной и предметной специализацией;

— расширение фирменного ремонта и обслуживания территориальными сервисными организациями.

4. Увеличить инвестиции в развитие комплекса по всем источникам.

Для технико-экономического обоснования вариантов размещения отраслей машиностроительного комплекса необходимо использовать основные показатели и расчеты, характеризующие:

— балансы: производство и потребление конкретных видов продукции и производственные мощности;

— объем капитальных вложений;

— потребность в материальных ресурсах и рабочей силе;

— связи с предприятиями по основным видам полуфабрикатов и комплектующих изделий.

Перспективы развития машиностроительного комплекса зависят от реализации целевых комплексных программ, направленных на совершенствование машиностроительного комплекса.

Важнейшими направлениями совершенствования машиностроительного комплекса являются:

— комплексная механизация всех стадий технологический процессов от добычи сырья до транспортировки готовой продукции;

— производство технических средств, соответствующих по своим параметрам специфическим отраслевым и климатическим условиям эксплуатации;

— дальнейший выпуск машин, оборудования, автоматических манипуляторов более высокого класса, позволяющих использовать ресурсосберегающие технологии, переоснащение ими предприятий машиностроительного комплекса;

— оптимизация размещения предприятий машиностроительного комплекса по территории страны;

— использование мирового опыта в теории и практике по вопросам развития и размещения отраслей машиностроительного комплекса.

Источник:
http://studopedia.ru/1_63580_osnovnie-problemi-mashinostroitelnogo-kompleksa.html

Проблемы развития машиностроения

Перспективы и проблемы развития машиностроения

Одной из главных задач машиностроения является коренная реконструкция и опережающий рост таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность, производство вычислительной техники, что позволит России набрать темпы для приближения к мировому уровню экономики.

Отечественному машиностроению присущ целый ряд проблем, которые можно сгруппировать в зависимости от их характера.

1. Проблемы, связанные с развитием машиностроительного комплекса:

  • низкие темпы роста ведущих отраслей, а в некоторых случаях и спад производства;
  • нарушение технологических связей;
  • простои многих предприятий;
  • низкие темпы обновления оборудования и выпускаемой продукции (например, 60% металлообрабатывающих станков имеет возраст более 10 лет).

2. Необходимость структурной перестройки:

  • основная часть продукции российского машиностроения имела оборонное значение в течение длительного времени, в связи с чем возникла необходимость обоснованного перепрофилирования отраслей;
  • необходимость сокращения диспропорций в темпах роста отдельных отраслей;
  • необходимость опережающего роста таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность.

3. Проблемы повышения качества производимых машин:

  • несоответствие подавляющей части отечественного оборудования и машин мировым стандартам;
  • низкая надежность производимых машин (из-за плохого качества комплектующих деталей в первый же год эксплуатации из строя выходит от 20 до 30% изделий машиностроения).

Среди основных направлений развития машиностроительного комплекса в условиях перехода к рыночными отношениям можно выделить:

  • приоритетное развитие наукоемких отраслей, машиностроительного оборудования, автомобилестроения;
  • демонополизация (на сегодняшний день доля монопольного производства в России составляет 80%);
  • наращивание на территории России многих машиностроительных производств (точных станков, нефтяного оборудования, микроавтобусов);
  • налаживание новых технологических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья;
  • оживление инвестиционной активности, государственная поддержка предприятий, ориентированная на производство продукции высоких технологий.

Факторы развития машиностроения

Для обеспечения своего лидерства машиностроению необходимы определенные условия. Одно из них можно изобразить соотношением: «1:2:4». Оно означает, что если темпы развития хозяйства страны принять за единицу, то машиностроение должно развиваться в 2 раза быстрее, а важнейшие его отрасли (электроника, приборостроение и другие) — в 4 раза быстрее. В России это соотношение было примерно таково — «1:0,98:1».

Машиностроительная промышленность отличается широким развитием межотраслевых и внутриотраслевых связей, основанных в значительной мере на производственном кооперировании.

На долю машиностроения приходится более 1/3 объемов производства товарной продукции промышленности России, около 2/5 — мышленно-производственного персонала и почти 1/4 основных промышленных производственных фондов.

Ассортимент выпускаемой продукции российского машиностроения отличается большим разнообразием, что обусловливает глубокую дифференциацию его отраслей и существенно влияет на размещение производства отдельных видов продукции.

В России машиностроение принадлежит к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей промышленности. Однако в одних районах оно имеет профилирующее значение, а в других его функции ограничены главным образом удовлетворением внутренних потребностей.

По характеру технологического процесса многие отрасли машиностроения тяготеют к районам высокой технической культуры. В то же время эти районы обычно являются довольно емкими потребителями готовой продукции.

Совпадение источников сырья с местами потребления готовой продукции представляет собой оптимальный вариант размещения машиностроительных предприятий. В этом случае значительно сокращаются транспортные расходы по перевозке металла, машин и оборудования, возникают условия для установления связей между машиностроением и черной металлургией. Машиностроительные заводы освобождаются от некоторых операций, в большей мере свойственных металлургии, а металлургические заводы получают возможность использовать отходы машиностроения и специализироваться в соответствии с его потребностями.

При территориальной разобщенности сырьевых баз и основных потребителей машин и оборудования районы потребления имеют преимущества. Дело в том, что в машиностроении расход сырья на 1 т готовой продукции составляет в среднем 1,3- 1,5 т, между тем как затраты на транспортировку любой машины намного выше, чем затраты на транспортировку металла, который был использован для ее производства. Поэтому даже металлоемкие производства, дающие малотранспортабельную продукцию, часто тяготеют к районам потребления.

Анализ проведенных научных исследований по проблемам размещения отдельных отраслей машиностроения показан, что в решении вопросов их территориальной организации еще нет единства ни в постановке проблемы, ни в методах расчета и оценки эффективности, что усложняет поиск рационального варианта размещения машиностроения в целом.

Экономическая наука располагает многими приемами расчета сравнительной эффективности вариантов размещения. Основными из них являются:

  • расчет по предприятию-аналогу (размещаемое предприятие берется в качестве аналога для всех экономических районов; по этому методу проводят расчеты затрат, связанных с размещением предприятия-аналога для каждого экономического района);
  • расчет по условному представителю (в качестве условного представителя выбирают тип изделия, производство которого преобладает в отрасли);
  • расчет по фактическим технико-экономическим показателям производства (при данном методе расчеты ведутся по конкретным производствам, а при оценке эффективности их размещения получают более достоверные результаты);
  • определение на основе оптимизационных расчетов (этот метод с применением математического моделирования позволяет одновременно решать многие проблемы территориальной организации производства).
Читайте также  Взламывющий» лайфхак: как сделать дубликат любого ключа из подручных материалов

Среди факторов, влияющих на размещение машиностроения, значительная роль принадлежит специализации и кооперированию производства.

Специализация дает большие возможности для использования высокоэффективного производственного оборудования, а также средств автоматизации производственных процессов. Специализация может быть следующих типов:

  • детальная или подетальная, которая подразумевает выпуск отдельных частей или деталей готового продукта;
  • предметная, т.е. отвечающая за выпуск определенных конечных видов продукции;
  • технологическая — производство полуфабрикатов (литье, различные виды заготовок) или осуществление отдельной операции и технологического процесса.

Специализация тесно связана с кооперированием, которое предполагает участие в процессе производства готового продукта нескольких предприятий.

Машиностроение отличается от других отраслей промышленности рядом особенностей, которые влияют на его географию.

Наукоемкость. Производство наиболее прогрессивной и сложной техники концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро, опытными заводами в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске. Ориентация на научный потенциал — ведущий фактор размещения машиностроительных предприятий.

Трудоемкость — это большие затраты и высокая квалификация используемого труда. Производство машин требует очень больших затрат рабочего времени. Поэтому многие отрасли машиностроения тяготеют к районам с высокой концентрацией населения. Для разработки новых образцов техники необходимы не просто людские ресурсы, а высококвалифицированные рабочие и инженерно-технические кадры. Высокая трудоемкость присуща станкостроению (Москва), авиационной промышленности (Казань, Самара), производству приборов и электронной техники (Ульяновск, Новосибирск).

Металлоемкость. Машиностроительный комплекс потребляет значительную часть черных и цветных металлов. В этой связи машиностроительные заводы, выпускающие металлоемкую продукцию (металлургическое, энергетическое, горно-шахтное оборудование), ориентируются на металлургические базы. Крупные заводы тяжелого машиностроения расположены на Урале (Екатеринбург).

Многие отрасли машиностроения развиваются в районах с благоприятным для организации кооперирования экономико-географическим положением. Например, автомобилестроение — в Центре и Поволжье. Поскольку перевозка машин обычно осуществляется на большие расстояния и в разных направлениях, машиностроительные заводы размешаются на крупных транспортных магистралях.

Некоторые машиностроительные предприятия ориентируются на потребителей их продукции, поскольку их продукцию сложно транспортировать из-за большого веса и крупных размеров. Выгоднее их производить прямо в районах потребления. Например, тракторы для перевозки леса производятся в Карелии (Петрозаводск), комбайны для уборки зерновых — на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону, Таганрог).

В зависимости от особенностей взаимодействия таких факторов, как материалоемкость, трудоемкость и энергоемкость, выделяют тяжелое машиностроение, общее машиностроение и среднее машиностроение.

Источник:
http://www.grandars.ru/shkola/geografiya/razvitie-mashinostroeniya.html

реферат Характеристика машиностроительного комплекса РФ

Машиностроение создает машины и оборудование, аппараты и приборы, механизмы для производства, науки, сферы услуг. Отраслевая структура и особенности размещения машиностроительного комплекса РФ. Проблемы и перспективы развития машиностроения в России.

Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку «Скачать архив»

Подобные документы

Характеристика межотраслевых связей машиностроительного комплекса, состав отрасли, производство металлургического оборудования. Организация тяжелого машиностроения в РФ, особенности его развития. Проблемы и перспективы кадровой политики в отрасли.

курсовая работа [52,0 K], добавлен 01.04.2011

Значение машиностроительного комплекса Российской Федерации в народном хозяйстве. Факторы, влияющие на его размещение. Отраслевая структура тяжелого, общего и среднего машиностроения. Особенности размещения основных пунктов машиностроительного комплекса.

контрольная работа [19,5 K], добавлен 29.09.2010

Место машиностроительного комплекса в хозяйстве РФ. Территориальная структура машиностроительного комплекса РФ и краткая экономическая характеристика его развития. Современные проблемы и перспективы развития и размещения машиностроительного комплекса.

курсовая работа [198,2 K], добавлен 02.05.2012

География и факторы размещения мирового машиностроения. Основные отрасли современного машиностроительного комплекса на примере общего, транспортного машиностроения, электроники и электротехники. Машиностроительный комплекс стран Латинской Америки, Японии.

курсовая работа [39,8 K], добавлен 06.08.2010

Состав и значение машиностроительного комплекса в экономике России и Сибири. Связь с другими межотраслевыми комплексами. Машиностроение как доминанта инновационных процессов. Территориальное размещение и развитие машиностроительного комплекса в регионе.

дипломная работа [5,6 M], добавлен 28.05.2012

Общая характеристика машиностроительного комплекса. Факторы, определяющие развитие производства электрических машин. Положительная динамика развития производства транспортных средств. Конкурентные преимущества отрасли энергетического машиностроения.

реферат [59,8 K], добавлен 02.11.2015

Современное сельскохозяйственное и продовольственное машиностроение Украины. Задачи Национальной энергетической программы Украины до 2010 года. Развитие нефтегазохимического машиностроения Украины. Группы предприятий машиностроительного комплекса.

реферат [18,5 K], добавлен 02.06.2010

Экономический потенциал и значение машиностроительного комплекса России. Основные факторы развития комплекса, их наличие, состояние. Территориальная организация отраслей и ведущих предприятий комплекса. Перспективы развития в условиях рыночной экономики.

курсовая работа [9,3 M], добавлен 08.02.2011

Отраслевая и территориальная структура машиностроительного комплекса. Сдвиги в территориальной и отраслевой структуре машиностроительного производства. Территориальная организация новейших отраслей промышленности. География электронной промышленности.

дипломная работа [80,0 K], добавлен 03.02.2009

Характеристика отраслей машиностроения по группам. Продукция, производимая сферой тяжёлого машиностроения. Подотрасли, входящие в состав среднего машиностроения. Ведущие отрасли точного машиностроения. Направления развития сферы на современном этапе.

презентация [2,8 M], добавлен 21.09.2012

Источник:
http://knowledge.allbest.ru/geography/d-2c0b65635a3ad68a5c53b89421206c27.html

Какие проблемы стоят перед отечественным машиностроением

Цели: Определение значения и состава машиностроительного комплекса. Изу­чение проблем машиностроения и пути их решения.

Оборудование: Карта «Машиностроение».

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1. Рассказать о составе и факторах, влияющих на предприятия лесной промыш­ленности.

2. Почему предприятия лесной промышленности расположены на севере евро­пейской части России?

3. Определите, какие производства лесной промышленности распложены в сле­дующих центрах:

в) Сыктывкар — (ЦБК);

г) Москва — (мебельная промышленность);

д) Киров — (мебельная, спичечная);

е) Усть-Илимск — (ЛПК);

4. Проверить схему межотраслевых связей лесной промышленности:

III. Изучение нового материала

— За 10 последних лет выпуск продукции машиностроения снизился на 6%. Маши­ностроение — это лидер экономики страны. Почему? Что означают формулы 1:2:4, и 1 : 0.98 : 1. Почему японский плуг служит 40 лет, а отечественный 4 года? Нужно ли высшее образование рабочим-машиностроителям?

Итак, сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы и определить, в чем за­ключаются проблемы отечественного машиностроения.

План урока на доске :

1. Значение отрасли.

2. Состав машиностроения.

3. Проблемы машиностроения.

4. Перспективы машиностроения Россию.

— Нужна ли эта отрасль хозяйству страны? Каково значение машиностроения?

Учащиеся могут вспомнить о том, что машины нужны многим отраслям. Надо предупредить учащихся о том, что под словом «машина» понимается не только автомашина, но и станки, тракторы, телевизоры, суда, компьютеры, оборудова­ние заводов и т. д.

— Для определения значения машиностроения, выясним его состав (уч. А. с. 141; уч. А. с. 95). Назовем отрасли и продукцию этих отраслей. (То, что учащиеся не знают, называет учитель.)

Читайте также  Как рисовать на графическом планшете, рисование на планшете

1. Энергетическое машиностроение выпускает оборудование для электростан­ций: турбины, реакторы, трансформаторы, генераторы и т. п.

2. Строительно-дорожное машиностроение производит грейдеры, катки для ук­ладки асфальта и т. д.

3. Сельскохозяйственное машиностроение производит комбайны, картофелеко­палки, сенокосилки.

В результате определения состава отрасли учащиеся могут сделать вывод о том, что ни одна отрасль хозяйства не может обойтись без продукции машиностроения.

— Машиностроение является лидером экономики, входит в «авангардную трой­ку» отраслей (машиностроение, электроэнергетика и химическая промышленность), являясь ведущей отраслью. 40% от всех занятых в промышленности работает в ма­шиностроении.

Рассмотрим условия, которые необходимы машиностроению, чтобы быть лидером в промышленности. Главное условие успешного развития машиностроения можно изобразить в виде формулы 1:2:4, где 1 — это темпы развития экономики страны, 2 — в 2 раза быстрее для этого должно развиваться машиностроение, а 4 — новые и новей­шие отрасли машиностроения (электроника, приборостроение) должны развиваться в

4 раза быстрее. Например, в 1990 г. это соотношение было 1 : 0,98 : 1.

Поэтому машиностроение должно решить ряд проблем:

1. Низкие темпы роста машиностроения;

2. 4/5 продукции машиностроения составляет вооружение;

3. В темпах роста отраслей машиностроения сложились диспропорции;

4. Низкие темпы обновления продукции;

5. Низкое качество машин;

6. Монополизм отрасли.

— Какие проблемы стоят перед отечественным машиностроением? (Спад произ­водства, низкое качество машин, старое оборудование, устаревшие техноло­гии, низкое качество металла, низкий уровень квалификации рабочих, высокая доля продукции оборонного значения и необходимость конверсии, монополизм крупных предприятий.)

— Каковы пути решения проблем машиностроительного комплекса? (Конверсия предприятий военно-промышленного комплекса, повышение уровня мастер­ства рабочих машиностроителей, выравнивание диспропорции в темпах рос­та отраслей машиностроения, создание новых типов машин, поддержка конкуренции среди предприятий машиностроения и т. п.)

— Каков состав машиностроительного комплекса?

— Что такое конверсия? (Перевод оборонного комплекса на производство мирной продукции.)

— Каково значение машиностроения?

— Что означает формула 1:2:4?

По уч. Д.: §17. Составьте схему межотраслевых связей машиностроения.

Источник:
http://tak-to-ent.net/load/399-1-0-9719

Машиностроительный комплекс. Значение, состав, проблемы комплекса — ХОЗЯЙСТВО РОССИИ

Цели: Определение значения и состава машиностроительного комплекса. Изучение проблем машиностроения и пути их решения.

Оборудование: Карта «Машиностроение».

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1. Рассказать о составе и факторах, влияющих на предприятия лесной промышленности.

2. Почему предприятия лесной промышленности расположены на севере европейской части России?

3. Определите, какие производства лесной промышленности распложены в следующих центрах:

в) Сыктывкар — (ЦБК);

г) Москва — (мебельная промышленность);

д) Киров — (мебельная, спичечная);

е) Усть-Илимск — (ЛПК);

4. Проверить схему межотраслевых связей лесной промышленности:

III. Изучение нового материала

— За 10 последних лет выпуск продукции машиностроения снизился на 6%. Машиностроение — это лидер экономики страны. Почему? Что означают формулы 1:2:4, и 1:0,98:1. Почему японский плуг служит 40 лет, а отечественный 4 года? Нужно ли высшее образование рабочим-машиностроителям?

Итак, сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы и определить, в чем заключаются проблемы отечественного машиностроения.

План урока на доске:

1. Значение отрасли.

2. Состав машиностроения.

3. Проблемы машиностроения.

4. Перспективы машиностроения Россию.

— Нужна ли эта отрасль хозяйству страны? Каково значение машиностроения?

Учащиеся могут вспомнить о том, что машины нужны многим отраслям. Надо предупредить учащихся о том, что под словом «машина» понимается не только автомашина, но и станки, тракторы, телевизоры, суда, компьютеры, оборудование заводов и т. д.

— Для определения значения машиностроения, выясним его состав (уч. А. с. 141; уч. А. с. 95). Назовем отрасли и продукцию этих отраслей. (То, что учащиеся не знают, называет учитель.)

1. Энергетическое машиностроение выпускает оборудование для электростанций: турбины, реакторы, трансформаторы, генераторы и т. п.

2. Строительно-дорожное машиностроение производит грейдеры, катки для укладки асфальта и т. д.

3. Сельскохозяйственное машиностроение производит комбайны, картофелекопалки, сенокосилки.

В результате определения состава отрасли учащиеся могут сделать вывод о том, что ни одна отрасль хозяйства не может обойтись без продукции машиностроения.

— Машиностроение является лидером экономики, входит в «авангардную тройку» отраслей (машиностроение, электроэнергетика и химическая промышленность), являясь ведущей отраслью. 40% от всех занятых в промышленности работает в машиностроении.

Рассмотрим условия, которые необходимы машиностроению, чтобы быть лидером в промышленности. Главное условие успешного развития машиностроения можно изобразить в виде формулы 1:2:4, где 1 — это темпы развития экономики страны, 2 — в 2 раза быстрее для этого должно развиваться машиностроение, а 4 — новые и новейшие отрасли машиностроения (электроника, приборостроение) должны развиваться в 4 раза быстрее. Например, в 1990 г. это соотношение было 1:0,98:1.

Поэтому машиностроение должно решить ряд проблем:

1. Низкие темпы роста машиностроения;

2. 4/5 продукции машиностроения составляет вооружение;

3. В темпах роста отраслей машиностроения сложились диспропорции;

4. Низкие темпы обновления продукции;

5. Низкое качество машин;

6. Монополизм отрасли.

— Какие проблемы стоят перед отечественным машиностроением? (Спад производства, низкое качество машин, старое оборудование, устаревшие технологии, низкое качество металла, низкий уровень квалификации рабочих, высокая доля продукции оборонного значения и необходимость конверсии, монополизм крупных предприятий.)

— Каковы пути решения проблем машиностроительного комплекса? (Конверсия предприятий военно-промышленного комплекса, повышение уровня мастерства рабочих машиностроителей, выравнивание диспропорции в темпах роста отраслей машиностроения, создание новых типов машин, поддержка конкуренции среди предприятий машиностроения и т. п.)

— Каков состав машиностроительного комплекса?

— Что такое конверсия? (Перевод оборонного комплекса на производство мирной продукции.)

— Каково значение машиностроения?

— Что означает формула 1:2:4?

По уч. Д.: § 17. Составьте схему межотраслевых связей машиностроения.

Источник:
http://compendium.su/geographic/9klas/36.html