Очередь на жилье: как получить помощь от государства

Очередь на жилье: как получить помощь от государства

БН разбирался, насколько сложно попасть в городскую очередь на жилье: кто может на это претендовать, какие справки потребуются и как долго придется ждать ответа от чиновников.

По жестким правилам

Наследие советских времен – городская очередь на жилье – все еще существует в Петербурге. Сейчас в ней – более 162 тысяч человек. Кто-то годами продолжает ждать и надеяться на получение бесплатной квартиры от государства, другим этот статус нужен, чтобы участвовать в городских жилищных программах.

При помощи государства свои жилищные условия ежегодно улучшают 16-17 тысяч очередников. На городскую очередь каждый год встает около 5 тысяч человек

Для того чтобы добиться статуса городского очередника, нужно соответствовать трем критериям.

Во-первых, на момент вступления в очередь гражданин должен прожить в Петербурге в общей сложности не менее десяти лет. Доказательством этого факта является постоянная или временная регистрация. Впрочем, при ее отсутствии можно представить другие подтверждающие документы: договоры аренды жилья, справки с мест обучения, работы и т. д. Если у гражданина нет постоянной или временной регистрации, то чиновники могут отказаться рассматривать документы. Тогда – прямой путь в суд, и если претендент одержит победу, то судебное решение тоже будет основанием для постановки на учет.

Второе условие: петербуржец должен нуждаться в помощи государства. Помимо льготных категорий граждан (многодетные семьи, ветераны Великой Отечественной войны и боевых действий, герои Советского Союза, герои Российской Федерации, инвалиды, дети-сироты и т. д.) на этот статус могут претендовать обитатели коммуналок и непригодных для проживания помещений, а также малоимущие горожане.

Социально незащищенными гражданами признаются те горожане, ежемесячный доход которых меньше двукратной величины прожиточного минимума. При этом стоимость находящегося у них в собственности и подлежащего налогообложению имущества не должна превышать «десятикратную среднюю рыночную стоимость квадратного метра общей площади жилья в Санкт-Петербурге».

И третий «фильтр» – это норматив жилищной обеспеченности (не применяется только к обитателям непригодных для проживания помещений). Метраж общей площади в коммуналке на одного человека должен составлять менее 15 кв. м, а в отдельной квартире – менее 9 «квадратов».

Если хотя бы одному из трех условий гражданин не соответствует, то стать городским очередником у него не получится.

Квартира или субсидии?

Сейчас в рамках общей городской очереди чиновники применяют два различных вида учета граждан. Согласно первому варианту очередники признаются «нуждающимися в жилых помещениях». То есть предполагается, что город предоставит таким гражданам бесплатные квартиры по договорам социального найма.

При постановке на второй вид учета претендовать на «дармовые квадраты» уже не получится. Но можно будет воспользоваться помощью государства в рамках городских жилищных программ (субсидии на покупку квартир, целевые займы и т. д.). В этом случае граждане признаются «нуждающимися в содействии Петербурга в улучшении жилищных условий».

Петербургское законодательство позволяет очередникам встать на любой из двух видов учета. Но нужно учесть, что бесплатные квартиры уже давно предоставляются исключительно льготникам. Жилье для них город возводит или закупает в новостройках на окраинах (к примеру, в Красном Селе, Шушарах).

Средний стаж нахождения в городской очереди для граждан, не имеющих льгот, составляет около 30 лет. Для сравнения: для многодетных семей – два года

Если льгот нет, очереднику разумнее выбрать второй вид учета, который позволяет участвовать в целевых жилищных программах Петербурга. Самыми популярными считаются «Расселение коммунальных квартир» и «Молодежи – доступное жилье». Об условиях участия в них БН не раз рассказывал. Так, например, в рамках второй программы получить у государства беспроцентные целевые жилищные займы в 2014 году смогли те, кто встал на очередь в 2013 году.

Кроме того, очередники имеют право взять в аренду квартиру у государства на условиях коммерческого найма (плата для нанимателей таких помещений в три-четыре раза ниже рыночных расценок).

Собрать весь пакет документов, необходимых для постановки на учет, – дело долгое и хлопотное (см. справку). Поэтому нелишним будет предварительно проконсультироваться с юристом или чиновниками жилищного отдела районной администрации и узнать обо всех дополнительных бумагах, которые могут потребоваться.

К примеру, безработным нужна будет справка об отсутствии трудовых отношений из районного Центра занятости. А также заверенное нотариусом заявление гражданина о том, что он не состоит на иждивении.

Если человек проживал в одном районе Петербурга более десяти лет, а затем переехал в другой, то новоселу потребуется справка о том, что он не стоит на очереди по прежнему месту жительства.

Всего желающим встать на учет предстоит собрать в среднем около двух-трех десятков различного вида документов в зависимости от индивидуальной ситуации. И неправильное оформление хотя бы одного их них может стать поводом для отказа. Придется вновь тратить время на переоформление. Все документы представляются в двух копиях, причем необходимо будет взять с собой и оригиналы.

Собранный пакет бумаг подается в жилищный отдел администрации либо в районный многофункциональный центр. Заявление о принятии на учет регистрируется чиновниками, а гражданину выдается расписка о получении от него документов с их описью и датой приемки.

Вопрос о признании гражданина городским очередником чиновники должны рассмотреть в течение 30 дней после подачи документов. На уведомление заявителя о вынесенном решении отводится еще трое суток. Если оно положительно и гражданин признан городским очередником, то на него (семью) формируется учетное дело, которому присваивается номер.

Однако даже если заявитель соответствует всем требованиям, предъявляемым к очередникам, существует ряд случаев, при которых он все равно получит отказ. Так, чиновники не поставят на учет того, кто до подачи заявления намеренно ухудшил свои жилищные условия. К примеру, обменял бóльшую по площади квартиру на меньшую, прописал к себе других жильцов (за исключением супруга и несовершеннолетних детей) или был выселен по решению суда из помещения, арендуемого у государства на условиях соцнайма. Если выяснятся подобные обстоятельства, то претендовать на статус очередника можно будет только через пять лет.

Впрочем, несмотря на нормативные препоны, долгие «бумажные» хлопоты и волокиту, желающих вступить в городскую очередь с каждым годом меньше не становится. Хотя шансы дождаться от государства бесплатной квартиры для большинства очередников давно близки к нулю.

Источник:
http://dislife.ru/articles/view/35009

КАК СТАТЬ УЧАСТНИКОМ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ

Кто имеет право на получение государственной поддержки в улучшении жилищных условий

Оказание различных форм и видов государственной поддержки Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан осуществляется в отношении граждан, принятых

  • на учет в качестве нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий или
  • на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма (признанные в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий).

На учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 30.06.2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге»), принимаются граждане проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, являющиеся нанимателями и(или) собственниками (членами семьи нанимателей и(или) собственников) жилых помещений (комнат) в коммунальных квартирах и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы* площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге и относящиеся к следующим категориям:

  1. Граждане, признанные малоимущими (чей ежемесячный доход не превышает двукратной официально установленной в Санкт-Петербурге величины прожиточного минимума на душу населения, а стоимость находящегося в собственности и подлежащего налогообложению имущества не превышает десятикратную среднюю рыночную стоимость квадратного метра общей площади жилья в Санкт-Петербурге).
  2. Граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей.
  3. Ветераны Великой Отечественной войны и ветераны боевых действий.
  4. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов.
  5. Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы и совместно проживающие с ними члены их семей.
  6. Реабилитированные лица, утратившие жилые помещения в Санкт-Петербурге в связи с репрессиями, члены их семей и другие родственники, проживавшие совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также дети, родившиеся в местах лишения свободы, ссылке, высылке, на спецпоселении.

    * Учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет:

    • 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах.
    • 15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.

    При наличии у гражданина и(или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и(или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

На учет в качестве нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий (в соответствии с Законом Санкт-Петербурга N 409-61 «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан»), принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, в следующих случаях:

  1. Граждане проживающие в коммунальной квартире, подлежащей расселению в соответствии с целевой программой Санкт-Петербурга «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге», (в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 17 октября 2007 года N 513-101 «О целевой программе Санкт-Петербурга «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге»).
  2. Если они являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или(и) собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, не имеют иного жилого помещения на правах собственности или социального найма, проживают в квартире, занятой несколькими семьями (коммунальной квартире), или обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетного норматива жилищной обеспеченности **, применяемого в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий, и относятся к следующим категориям:
    • инвалиды и участники Великой Отечественной войны;
    • лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
    • лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
    • члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.
  3. Граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетного норматива жилищной обеспеченности **.
      ** Учетный норматив жилищной обеспеченности в соответствии со статьей 7 настоящего Закона Санкт-Петербурга устанавливается в размере 10 кв. м. общей площади жилого помещения на одного проживающего.
  4. Граждане проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Куда обращаться:

    В государственный многофункциональный центр района Санкт-Петербурга (по месту регистрации) или в жилищный отдел районной администрации Санкт-Петербурга по месту проживания (регистрации).

Нормативные документы:

  1. Закон Санкт-Петербурга от 30.06.2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге».
  2. Закон Санкт-Петербурга от 28.07.2004 N 409-61 «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан».

Источник:
http://gorcenter.spb.ru/kak-stat-uchastnikom

Как получить помощь в улучшении жилищных условий

1. Что такое жилищный учет и что он дает?

В Москве получить помощь в улучшении жилищных условий в большинстве случаев могут только те семьи, которые состоят на жилищном учете. Сегодня есть три категории таких граждан:

  • нуждающиеся в улучшении жилищных условий (те, кто встал на учет до 1 марта 2005 года);
  • нуждающиеся в жилых помещениях (те, кто встал на учет после 1 марта 2005 года и был признан Малоимущими гражданами признаются жители Москвы, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека.

Имущественная обеспеченность определяется как сумма стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и денежного выражения дохода всех членов семьи за расчетный период. При этом стоимость принадлежащих членам семьи на праве собственности жилых помещений или их частей не учитывается.

«>малоимущим );

  • нуждающиеся в содействии в приобретении жилых помещений (те, кто встал на учет после 1 марта 2005 года и не был признан малоимущим).
  • С 2017 года можно встать на жилищный учет только в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Перейти в другую категорию нельзя. В случае важных изменений (у вас поменялся состав семьи, адрес регистрации и так далее) в учетное дело на жилищном учете нужно вносить изменения.

    2. На что могут рассчитывать те, кто встал на учет до 1 марта 2005 года?

    Нуждающиеся в улучшении жилищных условий по своему выбору могут претендовать на:

    3. На что могут рассчитывать те, кто встал на учет после 1 марта 2005 года?

    Нуждающиеся в жилых помещениях могут претендовать только на жилье, предоставляемое по договору социального найма или безвозмездного пользования.

    Нуждающиеся в содействии в приобретении жилых помещений могут претендавать на помощь города Москвы после выполнения им обязательств перед жителями, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также нуждающихся в жилых помещениях и признанных малоимущими.

    4. Как помогают людям с опасными хроническими заболеваниями?

    Жителям города Москвы, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, проживающим в квартире, занятой несколькими семьями (коммунальной квартире), жилищные условия улучшаются в соответствии с выбранным способом вне очереди. При этом в новой квартире должна быть отдельная изолированная комната для такого больного.

    5. Как помогают пожилым и инвалидам?

    Улучшить жилищные условия могут семьи, в которых есть:

    • инвалиды (дети-инвалиды) с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
    • граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, которые больше не хотят там жить, при условии, что жилье, которое они занимали раньше предоставить им невозможно.

    Они могут получить жилье специализированного жилищного фонда Москвы по договору безвозмездного пользования. Жилье будет соответствовать индивидуальной программе реабилитации и абилитации.

    6. Как получить освободившуюся комнату в коммуналке?

    Если в коммунальной квартире освобождается комната (или несколько комнат), ее обязаны предложить по договору социального найма семьям из этой же квартиры в следующей последовательности:

    • состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях (независимо от их места в общей очереди на улучшение жилищных условий). Если в коммунальной квартире две такие семьи, то сначала предлагают освободившееся жилье тем, кто встал на учет раньше;
    • не состоящим на таком учете, но имеющим все основания быть на него принятыми.

    Если ни тех, ни других в квартире нет, освободившееся помещение должны предложить семьям, которые обеспечены общей площадью жилья на одного члена семьи менее нормы предоставления — 18 квадратных метров, по договору купли-продажи.

    Во всех остальных случаях в освободившуюся комнату могут вселить кого-то из очередников жилищного учета.

    7. Как получить жилье жителям аварийных и ветхих домов либо тем, кого переселяют по другим причинам?

    Жители Москвы, дома которых признаны в установленном порядке аварийными или непригодными для проживания, а также жители Москвы, которых выселяют по

  • жилое помещение подлежит переводу в нежилое;
  • жилье признано непригодным для проживания;
  • жилье подлежит передаче религиозной организации;
  • в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено жилое помещение или многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
  • «>другим причинам , должны обеспечиваться благоустроенными жилыми помещениями в По общему правилу район проживания — территория, ограниченная внешней границей районов города Москвы, прилегающих к району города Москвы, в котором расположен жилой дом, подлежащий освобождению. При этом эти районы города Москвы должны находиться в одном административном округе города Москвы.

    Жителям Центрального, Зеленоградского, Троицкого и Новомосковского округов жилье должно предоставляться в границах этих административных округов (ТиНАО в данном случае считается одним округом).

    «>районе проживания , за его пределами — только с письменного согласия.

    Если освобождаемое жилье было занято на праве собственности, новое предоставляется также в собственность, если по договору социального найма или безвозмездного пользования — по договору социального найма или безвозмездного пользования соответственно.

    Не состоящим на жилищном учете должны предоставляться равнозначные по количеству комнат и не меньшие по общей площади жилые помещения.

    Состоящим на жилищном учете новое жилье предоставляется без учета даты постановки на жилищный учет и по нормам предоставления, то есть с улучшением жилищных условий и последующим снятием с жилищного учета. В зависимости от того, к какой категории очередников они относятся, могут быть также предложены альтернативные способы улучшения жилищных условий — жилищные субсидии и социальная ипотека.

    Обратите внимание, о переезде по программе реновации рассказано в другой инструкции.

    Источник:
    http://www.mos.ru/otvet-socialnaya-podderjka/kak-poluchit-pomosch-v-uluchshenii-zhilischnyh-usloviy/

    Улучшение жилищных условий в Московской области

    Чтобы получить квартиру от государства или муниципалитета и воспользоваться правом на субсидии, граждане должны состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для этого нужно подать заявление в муниципалитет или через МФЦ и подтвердить нуждаемость в жилье и статус малоимущей семьи.

    Новости на тему

    Чтобы узнать о других региональных программах по улучшению жилищных условий , необходимо посетить специальную страницу на сайте госуслуг — ссылка ниже в разделе «Куда обращаться».

    Встать в очередь нуждающихся в жилье в Московской области

    Согласно ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане РФ:

    • не имеющие жилого помещения в собственности или по договору социального найма;
    • имеющие в собственности или по договору социального найма другое жилье, если уровень обеспеченности жилплощадью ниже учетной нормы;
    • проживающие на жилплощади, не отвечающей обязательным требованиям к жилым помещениям (такие требования закреплены в Постановлении правительства РФ № 47);
    • проживающие в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи есть больной с хронической формой заболевания, указанного в Приказе Минздрава РФ № 987н.

    Аналогичное право на признание нуждающимся получает гражданин, который является членом семьи перечисленных выше лиц.

    Обязательным условием для постановки в очередь на муниципальное жилье является подтверждение статуса малоимущей семьи . Статус малоимущей семьи присваивается органом местной власти с учетом уровня среднедушевого дохода семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности заявителей. В имущество, которое учитывается в уровне обеспеченности семьи, включаются только недвижимость и автотранспорт.

    Если у заявителей уже есть в собственности или найме другое жилье, они могут встать в очереди при несоответствии занимаемой площади учетной норме. Это показатель утверждается органами местной власти и действует только на территории конкретного муниципального образования. Как правило, учетная норма составляет от 10 до 15 кв. м на 1 члена семьи.

    Какие документы нужны для включения в очередь

    В очередь могут поставить только по месту постоянного проживания. Постановка в очередь происходит по двум этапам. На первом этапе нужно подтвердить статус малоимущей семьи или одиноко проживающего гражданина. Для этого подаются следующие документы:

    1. заявление о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущей (малоимущим);
    2. паспорт;
    3. доверенность, подтверждающая полномочия представителя (если документы подаются им);
    4. свидетельство о регистрации брака или о расторжении брака (подтверждение семейного статуса);
    5. судебные решения об определении места жительства (если факт регистрации и проживания в данной местности не подтверждается по паспорту);
    6. правоустанавливающие документы на недвижимость, принадлежащую каждому члену семьи;
    7. документы, подтверждающие право собственности на транспортные средства (для каждого члена семьи);
    8. отчет об оценке транспортного средства;
    9. справки о кадастровой стоимости недвижимости, принадлежащей заявителям;
    10. справки о начисленной и выплаченной зарплате за календарный год, предшествующий году подачи документов (с указанием удержанной суммы НДФЛ);
    11. книга учета доходов и расходов ИП (если документы подает предприниматель);
    12. документы, подтверждающие суммы уплаченных или полученных алиментов за предыдущий год;
    13. справки о размере стипендий, пенсий, иных социальных выплат и пособий, получаемых каждым членом семьи;
    14. документы, подтверждающие размер доходов от продажи недвижимости на прошлый год, если с этих сумм не уплачивался НДФЛ;
    15. налоговые декларации, заверенные ИФНС (если заявитель был обязан подавать ее за прошлый год);
    16. выписка из лицевого счета застрахованного лица;
    17. документы, подтверждающие отбывание членом семьи наказания в виде лишения свободы или нахождение его в розыске (если он включается в состав заявителей).

    Субъекты РФ могут предусматривать дополнительные критерии для признания семьи малоимущей. Например, в отдельных регионах можно представлять справки о беременности, справки об уходе за престарелыми гражданами, о наличии в семье студентов очной формы, иные бланки и формы.

    После подтверждения статуса малоимущей семьи нужно подать документы на признание нуждающимся в улучшении жилищных условий:

    1. заявление о постановке на учет с указанием всех членов семьи;
    2. паспорт;
    3. документы, подтверждающие состав семьи (свидетельства о браке, свидетельство о рождении, судебные акты и т. д.);
    4. документы, подтверждающие право пользования жильем на условиях соцнайма (договор, ордер, постановление и т. д.);
    5. документ, подтверждающий несоответствие квартиры требованиям, предъявляемым жилым помещениям;
    6. документ, подтверждающий статус малоимущей семьи или одиноко проживающего гражданина;
    7. справки о тяжелой форме хронического заболевания (при подаче заявления по этому основанию);
    8. документы, подтверждающие право собственности на недвижимость для каждого члена семьи.

    Точный перечень документов может отличаться для разных субъектов РФ.

    Источник:
    http://gogov.ru/housing-improve/mo

    Как встать в очередь на квартиру

    Встать в очередь на получение жилья могут не все. Обычно к гражданам предъявляются требования:

    • семьи многодетного состава;
    • молодые семьи;
    • сироты;
    • лица с инвалидностью;
    • работники бюджетной сферы;
    • собственники квартир, дома в которых признаны аварийными.

    Эти категории участвуют в государственных программах поддержки семей, которые нуждаются в улучшении условий проживания. Только граждане, признанные в законном порядке остро нуждающимися в улучшении условий проживания, вправе рассчитывать на очередь. Где можно встать на постановку в очереди на жилье? Этим вопросом занимаются уполномоченные органы.

    Что такое очередь на жилье

    Это учет граждан, нуждающихся в улучшении условий проживания. В расчет принимается факт нуждаемости и отнесение конкретного заявителя к социально незащищенной категории, например, к инвалидам. О порядке предоставления квартир рассказывает статья 57 ЖК РФ.

    ВАЖНО: любой факт инвалидности подтверждается медицинской комиссией.

    Общее описание и суть

    Как встать на очередь на получение жилья? Это можно сделать только в рамках поддержки, при вступлении в одну из государственных программ.

    Закон выдвигает требования к гражданам. Если человек им соответствует, то он принимает участие в программе и после предоставления документов, их одобрения встает в очередь на получение жилья. Требования разные, все зависит от конкретных обстоятельств дела. Но основное, что должен понимать заявитель – это его острая нуждаемость в улучшении условий жилья. Минимальная площадь на 1 человека по Москве – 12 кв.м. Если меньше – семья признается нуждающейся.

    При получении квартиры граждане должны понимать следующее:

    1. Она предоставляется на основе договора социального найма. Реальным владельцем квартиры остается государство в лице уполномоченных органов, которые отвечают за этот вопрос.
    2. Претендент на квартиру обязан иметь не только статус нуждающегося в ней, но и малоимущего. Последний факт подтверждается объемным пакетом документов.
    3. Участники государственных программ являются гражданами РФ.

    Постановка на очередь на получение жилого помещения выглядит так:

    • подача заявления от гражданина о возможности предоставления ему жилья;
    • специальная комиссия изучает поданные бумаги;
    • вынесение решения;
    • постановка на учет.

    Это краткий порядок действий, как встать в очередь на квартиру. На практике, получение квартиры – длительный процесс.

    Виды жилья, на которое можно претендовать

    ЖК РФ не устанавливает, какое именно жилье может быть получено стоящими в очереди гражданами. Норма предоставления по жилому помещению устанавливается региональными властями. И ее размер зависит от уровня обеспеченности населения помещениями по социальному найму в конкретной местности. По общим правилам, 18 кв.м. (ст. 50 ЖК РФ) приходится на одного человека. Но этот показатель не всегда соблюдается на практике, особенно, в густонаселенных районах.

    Кроме метража жилого помещения, оно должно соответствовать критериям, установленным Постановлением российского Правительства N47 от 2019 года. Гражданам, думающим, как встать на очереди на жилые помещения, обязаны предоставить:

    1. Пригодное для проживания, отвечающее требованиям безопасности жилье. Оно оборудуется так, что предупреждает риск получения травм гражданами, как при входе, так и при выходе в (из) него.
    2. Обеспечение площади инженерными системами: водоснабжение, газ, вода.
    3. Инженерные системы в помещении жилого назначения должны соответствовать правилам санитарно-эпидемиологической безопасности.
    4. Доступ в помещения выше 5 этажа должен проходить при помощи лифта.
    5. Естественная освещенность комнат. Высота потолков – не менее 2,7 м. Допускается 2,5 м., но в определенных климатических зонах.

    ВАЖНО: квартира должна находиться в НП, где проживет заявитель. А также отвечать требованиям благоустроенности.

    Статья 15 ЖК РФ устанавливает, что можно считать жилым помещением. Это обще определение, но на него стоит опираться в вопросах предоставления квартиры нуждающимся гражданам по реализации специальных государственных программ.

    Социальное жилье

    Сложно сказать, какую квартиру выделят семье в рамках договора социального найма. Это новостройка, а также вторичный рынок жилья.

    Социальное жилье выделяется на основании договора, подписанного между участником программы и уполномоченными государством органами. В соглашении устанавливается порядок пользования жильем, срок. Эта форма отношений не относится к коммерческой аренде, хотя имеет схожие черты. Собственником недвижимости выступает государство. Граждане живут на площади в качестве социальных нанимателей. Они имеют права и обязанности, установленные в соглашении. Государство в лице уполномоченных органов также обладает полномочиями в рамках заключенного соглашения. Наниматель обязан содержать жилое помещение в надлежащем состоянии, оплачивать его.

    Преимущества и недостатки

    После того, как граждане встали в очередь на жилье, они получают квартиру. Это происходит через длительный промежуток времени, как показала практика. Желающих получить социальное жилье много. Эти категории граждан формируют очередь.

    Государство предлагает социальную квартиру, которая относится к вторичному рынку. Недостатками этой категории недвижимости выступают:

    • дом может требовать ремонта;
    • квартира находится в неудовлетворительном техническом состоянии.

    ВАЖНО: основным преимуществом этой категории недвижимости выступает то, что она всегда находится в черте НП.

    Квартиры в новостройках

    Помещения жилого назначения выделяются местной администрации застройщиками. На это существует договоренность, например, в счет выкупа квартир местными органами власти по мере поступления из федерального бюджета финансирования.

    Преимущества и недостатки

    Новостройки обладают достоинствами:

    • неплохое техническое состояние квартир;
    • новый дизайн;
    • юридическая чистота квартир по причине того, что в ней никто не жил, соответственно не было собственников.
    • квартиры находится на окраине города;
    • в них нет мебели;
    • отсутствует ремонт или он минимальный.

    Виды очереди на жилье

    Граждане учитываются в порядке очередности, установленной ст. 3 ЖК РФ. Существует единый список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. На основе единого списка происходит внутреннее разделение:

    1. Первая очередь.
    2. Внеочередные граждане.
    3. Общие основания.

    Уполномоченные органы обязан следить за тем, чтобы установленный порядок не был нарушен. В противном случае сотрудники уполномоченного органа несут ответственность за неправомерные действия.

    Очередь с первоочередным правом получения

    ЖК РФ не содержит положения, предусматривающего для граждан право на получение квартиры в первоочередном порядке. Ранее, такая возможность была предусмотрена в ст. 36 ЖК РСФСР.

    Внеочередное право получения

    Закон также устанавливает категории граждан, которые имеют право вне очереди получить жилье:

    • живущие в ветхих и аварийных домах;
    • человек, который страдает хроническим инфекционным заболеванием, создает угрозу заражения (п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ).

    Очередь с правом получения на общих основаниях

    1. Семьи многодетного состава.
    2. Молодые семьи.
    3. Работники бюджетной сферы.

    Кто имеет право встать на очередь

    Условно граждан, нуждающихся в жилье, делят на группы:

    Источник:
    http://urist-bogatyr.ru/article-item/kak-vstat-v-ochered-na-kvartiru/

    КАК СТАТЬ УЧАСТНИКОМ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ

    Кто имеет право на получение государственной поддержки в улучшении жилищных условий

    Оказание различных форм и видов государственной поддержки Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан осуществляется в отношении граждан, принятых

    • на учет в качестве нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий или
    • на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма (признанные в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий).

    На учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 30.06.2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге»), принимаются граждане проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, являющиеся нанимателями и(или) собственниками (членами семьи нанимателей и(или) собственников) жилых помещений (комнат) в коммунальных квартирах и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы* площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге и относящиеся к следующим категориям:

    1. Граждане, признанные малоимущими (чей ежемесячный доход не превышает двукратной официально установленной в Санкт-Петербурге величины прожиточного минимума на душу населения, а стоимость находящегося в собственности и подлежащего налогообложению имущества не превышает десятикратную среднюю рыночную стоимость квадратного метра общей площади жилья в Санкт-Петербурге).
    2. Граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей.
    3. Ветераны Великой Отечественной войны и ветераны боевых действий.
    4. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов.
    5. Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы и совместно проживающие с ними члены их семей.
    6. Реабилитированные лица, утратившие жилые помещения в Санкт-Петербурге в связи с репрессиями, члены их семей и другие родственники, проживавшие совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также дети, родившиеся в местах лишения свободы, ссылке, высылке, на спецпоселении.

      * Учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет:

      • 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах.
      • 15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.

      При наличии у гражданина и(или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и(или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

    На учет в качестве нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий (в соответствии с Законом Санкт-Петербурга N 409-61 «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан»), принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, в следующих случаях:

    1. Граждане проживающие в коммунальной квартире, подлежащей расселению в соответствии с целевой программой Санкт-Петербурга «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге», (в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 17 октября 2007 года N 513-101 «О целевой программе Санкт-Петербурга «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге»).
    2. Если они являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или(и) собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, не имеют иного жилого помещения на правах собственности или социального найма, проживают в квартире, занятой несколькими семьями (коммунальной квартире), или обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетного норматива жилищной обеспеченности **, применяемого в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий, и относятся к следующим категориям:
      • инвалиды и участники Великой Отечественной войны;
      • лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
      • лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
      • члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.
    3. Граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетного норматива жилищной обеспеченности **.
        ** Учетный норматив жилищной обеспеченности в соответствии со статьей 7 настоящего Закона Санкт-Петербурга устанавливается в размере 10 кв. м. общей площади жилого помещения на одного проживающего.
    4. Граждане проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

    Куда обращаться:

      В государственный многофункциональный центр района Санкт-Петербурга (по месту регистрации) или в жилищный отдел районной администрации Санкт-Петербурга по месту проживания (регистрации).

    Нормативные документы:

    1. Закон Санкт-Петербурга от 30.06.2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге».
    2. Закон Санкт-Петербурга от 28.07.2004 N 409-61 «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан».

    Источник:
    http://gorcenter.spb.ru/kak-stat-uchastnikom