Какие столярные шиповые соединения

Какие столярные шиповые соединения

§ 10. Шиповые соединения столярных изделий

При производстве столярных изделий основным видом соединений является шиповое, состоящее из двух элементов: шипа и гнезда, или проушины. В зависимости от толщины изделий, требуемой прочности бруски соединяют на один, два и более шипов. Увеличение числа шипов повышает площадь склеивания.


Рис. 48. Угловые концевые соединения: а — на шип открытый сквозной одинарный У К-1, б — на шип открытый сквозной двойной УК-2. в — на шип открытый сквозной тройной УК-3, г — на шип с полупотемком несквозной УК-4, д — на шип с полупотемком сквозной УК-5, е — на шип с потемком несквозной УК-6, ж — на шип с потемком сквозной УК-7, з — на шипы круглые вставные (шканты) несквозные и сквозные УК-8, и — на ‘ус’ со вставным несквозным круглым шипом УК-9, к — на ‘ус’ со вставным несквозным плоским шипом УК-10, л — на ‘ус’ со вставным сквозным плоским шипом УК-11

В соответствии с ГОСТ 9330-76 шиповые соединения брусков бывают угловые концевые, угловые серединные и угловые ящичные.


Таблица 8. Размеры шипов и других элементов угловых концевых соединений

Угловые концевые соединения брусков выполняют на шипы: открытый сквозной одинарный УК-1 (рис. 48, а), открытый сквозной двойной УК-2 (рис. 48, б), открытый сквозной тройной УК-3 (рис. 48, в), несквозной с полупотемком УК-4 (рис. 48, г), сквозной с полупотемком УК-5 (рис. 48, д), несквозной с потемком УК-6 (рис. 48, е), сквозной с потемком УК-7 (рис. 48, ж), несквозные и сквозные на круглые вставные шипы УК-8 (рис. 48, з), на «ус» со вставным и несквозным круглым шипом УК-9 (рис. 48, и), на «ус» со вставным несквозным плоским шипом УК-10 (рис. 48, к), на «ус» со вставным сквозным плоским шипом УК-11 (рис. 48, л). Размеры шипов и других элементов угловых концевых шиповых соединений приведены в табл. 8, а виды угловых серединных и угловых ящичных соединений — на рис. 49 и 50.

Размеры шипов и других элементов угловых серединных соединений должны быть: в соединении УС-3 S1=0,4S; S2 = 0,5 (S — — S1); b — не менее 2 мм; I1 = (0,3. 0,8)B, I2=(0,2. 0,3)B1. В соединениях УС-1, УС-2 допускается двойной шип, при этом S1 = 0,2S; R соответствует радиусу фрезы. Для соединения УС-4 S1 =S3=0,2S; S2=0,5[S — (2S1+S3)]. Для соединения УС-5 S1 = = (0,4. 0,5)S; I= (0,3. 0,8)S; S2 = 0,5(S -S1); b — не менее 2 мм.


Рис. 49. Угловые серединные соединения: а — на шип одинарный несквозной УС-1, б — на шип одинарный несквозной в паз УС-2, в — на шип одинарный сквозной УС-3, г — на шип двойной сквозной УС-4, д — в паз и гребень несквозной УС-5, е — в паз несквозной УС-6, ж — на шипы круглые вставные несквозные УС-7, з — на шип ‘ласточкин хвост’ несквозной УС-8

Для соединения УС-6 I-(0,3. 0,5)S; b — не менее 1 мм. Для соединения УС-7 d = 0,4; I = (2,5. 6)d; I1 > на 2. 3 мм I. Для соединения УС-8 I = (0,3. 0,5)В1; S1 = 0,85S. Полученный размер следует округлить до ближайшего размера фрезы (13, 14, 15, 16 и 17 мм), но не менее S.

Расчетные толщины шипов и диаметры шкантов соединений типа УС округляют до ближайшего размера фрезы (4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20 и 25 мм), а угол аα устанавливают в зависимости от конструкции изделия. Размеры углового ящичного соединения УЯ-1 (рис. 50, а) должны быть: S1 = S3 = 6, 8, 10, 12, 14, 16 мм; I = S; S2 должно быть не менее 0,3S.

В соединении УЯ-2 S1 = 0,85S, причем полученный таким образом размер округляют до ближайшего размера фрезы (13, 14, 15, 16 и 17 мм); S2 — не менее 0,75S; S3 = (0,85. 3)S; I = S, aα=10°. В этом соединении допускается шип «ласточкин хвост» в полупотай.

В соединении УЯ-3 d = 0,4S; полученный размер шкантов округляют до ближайщего размера фрезы (4, 6, 8, 10, 12, 16, 20 и 25 мм): I= (2,5. 6)d; I1 более I на 1 . 2 мм; B = от 0 до dmin.


Рис. 50. Угловые ящичные соединения: а- на шип прямой открытый УЯ-1, б — на шип открытый ‘ласточкин хвост’ УЯ-2, в — на открытый круглый вставной шип (шкант) УЯ-3

Для столярных издений угловые шиповые соединения делают: концевыми — на сквозных прямых шипах; серединными вертикальными — на сквозных прямых шипах или шкантах; серединными горизонтальными — на несквозных прямых шипах или шкантах. Типы шиповых соединений в зависимости от толщины соединяемых деталей даны в табл. 9.


Таблица 9. Шиповые соединения

Шиповое соединение должно быть выполнено с величинами натягов и зазоров в пределах -0,1. +0,3 мм, т. е. практически плотным. Основными недостатками в шиповом соединении являются: не выдержаны размеры шипа по длине, толщине, непараллельность поверхности шипа или проушины, сколы, вырывы, неплотности в шиповом соединении и др.

Источник:
http://remont.townevolution.ru/books/item/f00/s00/z0000005/st012.shtml

Столярное шиповое соединение (шип-паз)

При создании любой конструкции всегда разрабатывают методы крепления, способные обеспечить надёжность, возможность длительной эксплуатации и аккуратный внешний вид. Для решения этих задач в деревянных изделиях применяют так называемое шиповое соединение. Основным принципом крепления двух деталей является создание в одной детали шипов, а в другой пазов (проушин), в которые они вставляются. Используя столярные инструменты, обрабатывают обе детали с точным соблюдением геометрических размеров. Это обеспечивает надёжное зацепление, особенно если в качестве материала применяется фанера. После этого изделие можно использовать без применения дополнительных скрепляющих элементов. Однако для повышения надёжности применяют столярный клей или дополнительные крепёжные элементы.

Основные сведения

Одним из самых отработанных способов соединения двух деталей считается соединение типа шип–паз. Наибольшее распространение получил такой способ крепежа изделий из древесины. С его помощью скрепляют детали оконных рам, дверных проёмов, различные элементы мебели, стенки деревянных ящиков. Каждый элемент подобных изделий имеет специально изготовленный шип (или несколько штук) или паз (несколько пазов).

Виды основных соединений деталей изготовленных из дерева определены в ГОСТ 9330-76. В этом документе определены следующие характеристики подобного скрепления деревянных деталей:

  • правила сокращённого обозначения (аббревиатура) различных соединений;
  • чертежи с изображением внешнего вида;
  • допустимые размеры каждых элементов;
  • порядок и правила определения размеров каждого элемента;
  • выражения для расчета размеров необходимого режущего инструмента;
  • формула для вычисления прочности собранных элементов;
  • порядок проведения проверки и испытание на прочность.

ГОСТ 9330-76 Основные соединения деталей из древесины и древесных материалов. Типы и размеры

Согласно этому стандарту все соединения подразделяются на следующие категории:

  • угловые (концевое и срединное);
  • ящичное (в основном относится к категории угловых);
  • по кромке;
  • так называемое по длине «на ус».

Для каждой из этих категорий в стандарте утверждена своя аббревиатура (сокращённое обозначение). Эта маркировка состоит из двух заглавных букв кириллицы и одной цифры. Например, УК-2 обозначает, что речь идёт о соединении с двойным открытым сквозным шипом, УК-9 соединение «на ус» со вставным несквозным круглым шипом. Более подробно весь перечень изложен в тексте принятого стандарта.

Любой тип сопровождается подробным чертежом. На каждом из них приведена фронтальная и профильная проекции с указанием размеров, формул по вычислению каждого элемента, готовые результаты. Для получения прочного соединения стандартом определены допуски, которые необходимо соблюдать при изготовлении каждого из элементов. Подробно приведены параметры углового шипа (его длина, шаг и затупление). На основании приведенных результатов в госте разработаны рекомендации по выбору необходимого режущего инструмента. Отдельно сделаны ссылки на другие документы (стандарты) определяющие какими средствами необходимо крепить каждое из перечисленных изделий.

Виды шипового соединения

На сегодня разработано большое многообразие таких способов крепежа деревянных деталей. Все виды шиповых соединений классифицируются по следующим признакам:

  • количеству шипов;
  • их форме;
  • глубине проушины (сквозные или нет);

По первому признаку шиповые соединения бывают: одинарные, двойные, многократные. Он определяет количество изготовленных элементов крепежа. Основными формами шипа считаются:

  • прямоугольный (имеет различную длину, шаг и угол при вершине);
  • круглый;
  • треугольный;
  • так называемый «ласточкин хвост» (односторонний или двухсторонний);
  • зубчатый (с различным углом наклона);
  • угловой.

Выбор формы и размеров зависит от применяемого материала и уровня нагрузки, которую должна выдерживать вся конструкция. Большое распространение получило шиповое соединение со множеством прямоугольных шипов. Основным его достоинством считается простота изготовления и возможность применения его для любой древесины.

Разметка и изготовление проушины

Изготовление элементов начинают с выреза паза, в который будет вставляться шип. Во много качество каждого из них зависит от точности разметки и уровня используемого инструмента. Для его изготовления может использоваться фрезер, который позволяет ускорить процесс получения проушины. В домашних мастерских можно изготовить паз своими руками. Последовательность изготовления зависит от типа шипового соединения. Основная последовательность заключается в следующем. Разметка начинается с деления заготовки на три равные части. Далее ручной тонкой ножовкой производят пропилы. Затем при помощи стамески, необходимой ширины удаляют внутреннюю часть пропила, получая пазовый элемент. Окончательную обработку стенок полученного паза производят с помощью наждачной бумаги.

Читайте также  Мастер-класс смотреть онлайн: Как это делается: игла для вырезания трафарета и гильоширования

Разметка и изготовление шипа

Для обеспечения надёжности конструкции изготовление шипа должно начинаться с тщательной разметки. На первом этапе определяют, какого вида будет изготавливаться этот элемент, где он должен находиться. По его месту положения различают: угловое концевое, серединное и ящичное. Кроме этого необходимо определиться – сколько их будет в соединении. Одним из факторов, влияющих на количество, является толщина заготовки. Если деталь имеет толщину, не превышает сорок миллиметров, выбирают соединение с одним шипом. Если ширина находится в интервале от сорока до восьмидесяти миллиметров, изготавливают два или три. Для более толстых заготовок выпиливают тройное или многократное соединение. Опыт профессионалов показывает, что шип должен иметь толщину, равную одной трети от всего размера детали, а длина должна равняться толщине скрепляемых элементов.

Основными этапами изготовления шипа являются:

  • разметка будущего шипа (горизонтальная и вертикальная);
  • подготовка инструмента;
  • выпиливание;
  • зачистка стенок;
  • подгонка.

Разметка мест необходимых распилов производится с помощью измерительных инструментов в обеих плоскостях. Выбор инструмента для распила зависит от возможностей изготовителя. На деревообрабатывающих предприятиях эту операцию производят на специальных станках. Если планируется изготовить шип своими руками, применяют обыкновенные пилы. Наиболее подходящими считаются: лучковая пила или ножовка. После изготовления шипа производится зачистка его поверхности. Она осуществляется при помощи напильников и наждачной бумаги. Далее вставной шип подгоняют под заготовленный паз. После завершения этой операции производится его окончательная фиксация.

Источник:
http://lesoteka.com/obrabotka/shipovoe-soedinenie

Виды шиповых столярных соединений

38 000 репетиторов из РФ и СНГ

Занятия онлайн и оффлайн

Более 90 дисциплин

VI Международный дистанционный конкурс «Старт»

Идет приём заявок

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Наградные и подарки

Описание презентации по отдельным слайдам:

СТОЛЯРНЫЕ ШИПОВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ Урок технологии 6 класс.

Применение Шиповые соединения деревянных деталей на клею отличаются большой прочностью и нашли широкое применение при изготовлении дверных и оконных переплетов и блоков, мебели и различных деревянных конструкций. «

Определения Шипом называют выступ на торце деревянной детали. Гнездом называют отверстие в другой детали, которое соединяется с шипом. Проушиной называют паз на торце детали, соединяемый с шипом. Профили и размеры шипа и проушины должны совпадать. Длина шипа должна равняться ширине присоединяемого бруска.

Выбор шипового соединения В зависимости от толщины деталей применяют шипы: одинарные, двойные, тройные и т. д. При толщине заготовок до 40 мм обычно применяют одинарные шипы, от 40 до 80 мм — двойные, свыше 80 мм — тройные и многократные. «Шип» — от немецкого «середина». Проушина — промежуток между ушками (щечками, шипами).

Элементы шипового соединения

Вид шипового соединения

Виды шиповых соединений Шиповые соединения бывают трех видов: угловые концевые (рис. а), угловые серединные (тавровые) (рис. б), угловые ящичные (рис, в). С целью наибольшей прочности шипового соединения установлены следующие толщины шипов и ширины проушин угловых концевых и серединных соединений: S2 = 0,4 S0; S1 = S3 =0,5 (S0 — S2), где S0 _ толщина бруска; S2 _ толщина шипа или ширина проушины (паза); S1 и S3 — толщина щечек проушины.

Угловые шиповые соединения

Толщина щечек Для углового ящичного соединения (рис. в): S1 = S3 = 6, 8, 10, 12, 14, 16 мм; l = S0; S2 = 0,3 S0.

Практическая работа Расчет размеров шипового соединения рамки 1. Получите задание у учителя на изготовление рамки с шиповым соединением. 2. Рассчитайте размер шипа. 3. Рассчитайте толщины щечек проушины. 4. Составьте эскизы на шип и проушину с простановкой размеров.

Вопросы 1. Какие соединения называют шиповыми? 2. Где их применяют? 3. Чем они отличаются? 4. Назовите виды шиповых соединений. 5. Какие бывают шипы? 6. Как рассчитывают размеры шиповых соединений?

Выберите книгу со скидкой:

ЕГЭ. Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 205.00 руб.

Русский язык в картинках для современных детей

350 руб. 328.00 руб.

Русский язык. Типовые варианты

350 руб. 188.00 руб.

Идеальная грамотность Русский язык без правил и словарей

350 руб. 130.00 руб.

Русский язык. 4 класс. Контрольные и диагностические работы.

350 руб. 140.00 руб.

ОГЭ-2020. Русский язык. Итоговое собеседование

350 руб. 120.00 руб.

ОГЭ-2020. Русский язык (60х84/8) 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену

350 руб. 124.00 руб.

Русский язык. Все виды разбора: фонетический, морфологический, по составу, разбор предложения

350 руб. 77.00 руб.

Русский язык в схемах и таблицах

350 руб. 143.00 руб.

Русский язык. Тематические тренировочные задания

350 руб. 188.00 руб.

Русский язык в таблицах

350 руб. 126.00 руб.

Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

VI Международный дистанционный конкурс «Старт»

Идет приём заявок

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Наградные и подарки

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Оргвзнос: от 15 руб.

Идет приём заявок

  • Калашманов Сергей Геннадьевич
  • Написать
  • 2812
  • 27.01.2015

Номер материала: 344657

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Призовой фонд 200 000 руб.

  • 27.01.2015
  • 2442
  • 27.01.2015
  • 2573
  • 27.01.2015
  • 525
  • 27.01.2015
  • 3990
  • 27.01.2015
  • 834
  • 27.01.2015
  • 500
  • 27.01.2015
  • 627

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник:
http://infourok.ru/vidy_shipovyh_stolyarnyh_soedineniy-344657.htm

Шиповые столярные соединения

7. Шиповые столярные соединения

Шиповые соединения деревянных деталей на клею отличаются большой прочностью и нашли широкое применение при изготовлении дверных и оконных переплетов и блоков, мебели и различных деревянных конструкций. «

Элементами шипового соединения являются шип, соединяемый с гнездом (рис. 18, б) или проушиной (рис. 17; рис. 18, в).

Рис. 17. Шиповое соединение деталей: а — одинарным шипом; б — двойным шипом

Шипом называют выступ на торце деревянной детали.

Гнездом называют отверстие в другой детали, которое соединяется с шипом.

Проушиной называют паз на торце детали, соединяемый с шипом.

Профили и размеры шипа и проушины должны совпадать. Длина шипа должна равняться ширине присоединяемого бруска.

В зависимости от толщины деталей применяют шипы: одинарные, двойные (рис.17), тройные и т. д. (рис. 19, в). При толщине заготовок до 40 мм обычно применяют одинарные шипы, от 40 до 80 мм — двойные, свыше 80 мм — тройные и многократные. «Шип» — от немецкого «середина». Проушина — промежуток между ушками (щечками, шипами).

Шиповые соединения бывают трех видов: угловые концевые (рис. 19, а), угловые серединные (тавровые) (рис. 19, б), угловые ящичные (рис. 19, в).

С целью наибольшей прочности шипового соединения установлены следующие толщины шипов и ширины проушин угловых концевых и серединных соединений:

где S _ толщина бруска; S2 _ толщина шипа или ширина проушины (паза); S1 и S3 — толщина щечек проушины.

Для углового ящичного соединения (рис. 19, в):

Расчет размеров шиповых соединений рамки

1. Получите задание у учителя на изготовление рамки с шиповым соединением.
2. Рассчитайте размер шипа.
3. Рассчитайте толщины щечек проушины.
4. Составьте эскизы на шип и проушину с простановкой размеров.

О Шиповое соединение (концевое, серединное, ящичное), шип, гнездо, проушина, щечка.

1. Какие соединения называют шиповыми?

2. Где их применяют?

3. Чем они отличаются?

4. Назовите виды шиповых соединений.

5. Какие бывают шипы?

6. Как рассчитывают размеры шиповых соединений?

Самородский П.С., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т., Технология. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 7 класса (вариант для мальчиков) общеобразовательной школы. / Под ред. В.Д. Симоненко.— М.: Вентана-Графф, 2003. — 192 е.: ил.

Учебники по всему предметам скачать, разработка планов уроков для учителей, Технология для 7 класса онлайн

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

Источник:
http://edufuture.biz/index.php?title=%D0%A8%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5_%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%81%D0%BE%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F

Шиповые столярные соединения

Разделы: Технология

Читайте также  Как сделать копилку своими руками - из чего можно сделать копилку

Цель и задачи разработки: познакомить учащихся с шиповым способом соединения деталей изделий из древесины; совершенствовать эстетическое воспитание учащихся; способствовать развитию технического мышления.

Предназначена для 7-х классов по разделу “Технология обработки древесины”.

Номинация: образовательная область “Технология”.

Краткая характеристика содержания (обобщенная)

Основные виды столярных произведений. Шиповые столярные соединения. Разметка и запиливание шипов и проушин. Сборка шипового соединения. Практическая работа “Шиповое соединение деталей изделия из древесины”.

Результативность (предполагаемая и (или) имеющаяся) использования данной учебно-методической разработки

Использование мультимедийных презентаций может обеспечить наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.

Перспективы использования учебно-методической разработки

Разработка оснащена графическими материалами и презентацией, которые могут использоваться как средства наглядности при объяснении учащимся.

Использованная литература

  • Бобров В.А. Справочник по деревообработке /Серия “Справочники”. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 320 с.
  • Карабанов И.А. Технология обработки древесины: учеб. Для учащихся 5-9 кл. общеобразоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 1995. – 191 с.
  • Самородский А.Т., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т. Технология. Трудовое обучение: учеб. Для учащихся 7 кл. ( вариант для мальчиков) общеобразоват.шк. / под ред. Симоненко. – М.: Вентана – Граф, 2006. – 192 с.
  • Современная наука не стоит на месте. Зачастую новые знания, а тем более и новые технологизированные поколения, требуют новых форм представления учебного материала. Одной из таких форм в школьном образовании могут стать мультимедийные презентации. Эта форма подачи материала уже давно стала обычной практикой на научных конференциях, в последнее время она все более широко используется в высших учебных заведениях. Однако мультимедийные презентации практически не применяются в современном школьном образовании. С одной стороны это связано с неумением обращаться с техникой, а с другой — предубеждением против использования мультимедийных презентаций. Несомненно, против их использования порой выдвигаются вполне обоснованные аргументы. Но если ответственно подходить к созданию презентации, то многих проблем можно избежать, а преимущества выгодно использовать.

    Использование мультимедийных презентаций может обеспечить наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.

    Современные технологии мультимедиа сегодня представляют собой одно из передовых достижений в сфере применения ИКТ в обучении.

    Действительно, использование мультимедиа позволяет насытить урок разнообразными материалами, расширяет возможности варьирования различных форм воздействия и работы.

    У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника эмоциональное отношение.

    Поэтому совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении медиауроков, так как они дают возможность воздействовать на все органы чувств и, следовательно, интенсифицировать воздействие на ученика и, соответственно, резко повысить мотивацию и возможности восприятия им учебного материала.

    Итак, преимущества компьютера, как средства поддержки учебного процесса не вызывают сомнений. Его применение:

    • делает уроки интересными;
    • увлекательными;
    • яркими;
    • эмоционально насыщенными;
    • позволяют уйти от рутинной работы;
    • дают возможность индивидуализации образования;
    • повышают мотивацию обучения;
    • позволяет показать в динамике сложные для понимания процессы;
    • вступить в диалог с компьютерной программой;
    • легко пользоваться справочным материалом;
    • выполнять небольшие исследования и проекты.

    Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств мультимедиа, оправдывает себя во всех отношениях:

    • он повышает качество знаний;
    • продвигает ребенка в общем развитии;
    • помогает преодолевать трудности;
    • вносит радость в жизнь ребёнка;
    • позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;
    • создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.

    Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

    Тема: “Шиповые столярные соединения”

    Цели: познакомить учащихся с шиповым способом соединения деталей изделий из древесины; совершенствовать эстетическое воспитание учащихся; способствовать развитию технического мышления

    Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного).

    Методы обучения: устный опрос, рассказ, демонстрация слайд – презентации, практическая работа.

    Ход занятия

    I. Организационно-подготовительная часть.

    Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы и целей урока.

    II. Теоретическая часть.

    План занятия:

    1. Основные виды столярных соединений.
    2. Разметка и запиливание шипов и проушин.
    3. Долбление проушин и гнезд.
    4. Сборка шипового соединения.

    1. Основные виды столярных соединений.

    Столярные соединения деталей бывают неразъемные и разъемные. К первым из них относятся уже известные вам соединения на гвоздях, ко вторым – на шурупах. На гвоздях и шурупах детали соединяют быстро, но такие соединения не обеспечивают высокой прочности.

    В клеевых соединениях различают элементы: шип, гнездо, проушину и др. (Демонстрация слайда)

    Шип – выступ на торце заготовки, соответствует размерам и профилю проушины или гнезда соединяемой заготовки (Демонстрация слайда). Гнездо – отверстие (углубление) в заготовке, соответствует размерам и профилю шипа, проушина – гнездо на торце заготовки, открытое с двух или трех сторон.

    Из клеевых соединений наиболее распространены шиповые. Они подразделяются на угловые концевые, угловые серединные и угловые ящичные (Демонстрация слайда). Выбор числа шипов на заготовке зависит от толщины соединяемых деталей (Демонстрация слайда). Бруски толщиной до 40 мм чаще всего соединяют одинарным шипом, бруски толщиной 40 – 80 мм – двойными или тройными, бруски толщиной свыше 80 мм – тройными многократными.

    2. Разметка и запиливание шипов и проушин.

    Для получения шипов и проушин заготовку вначале надо разметить в продольном и поперечном направлениях. Размечают шипы и проушины с обеих сторон заготовки. На линию той ее части, которую надо удалить, карандашом делают пометку (Х). сначала ведут поперечную разметку. Для этого длину шипа (проушины) откладывают с помощью линейки и карандаша от базового торца вдоль ребер (Демонстрация слайда). С помощью угольника отметки соединяют поперечными линиями по пластям и кромкам (Демонстрация слайда). Рассчитав ширину шипа (проушины), размечают ее рейсмусом по торцу и кромкам продольными линиями.

    После разметки проушины и шипы запиливают, используя пилу с мелкими зубьями (Демонстрация слайда), заготовку закрепляют в заднем зажиме верстака с наклоном 50 – 60 градусов и делают запил. Затем ее выравнивают и продолжают продольное пиление.

    Пропил ведут рядом с разметочной линией по удаляемой части заготовки (Приложение) не заходя за линию поперечной разметки. Затем проводят поперечное спиливание участков древесины (“щечек”) для получения шипа. Пилят также мелкозубой пилой по удаляемой части древесины (Демонстрация слайда). “щечки спиливают поочередно сначала с одной стороны заготовки, затем – с другой.

    3. Сборка шипового соединения.

    Для сборки шипового соединения полученные шипы и проушины подгоняют до нужного размера. При необходимости их подрезают стамеской и зачищают напильником (Демонстрация слайда). Соединение деталей будет прочным в том случае, если шип входит в проушину при несильном ударе киянкой или нажатии рукой.

    Подогнав шиповое соединение, его разбирают для склеивания. Вначале шип и проушину смазывают клеем, выдерживают на воздухе для впитывания клея в древесину, а затем соединяют.

    Собрав и склеив изделие, пользуясь подкладными досками, его сжимают в углах струбцинами (Демонстрация слайда). Шиповые соединения после освобождения от сжатия строгают, чтобы убрать неровности на стыках.

    III. Практическая часть

    Практическая работа “Шиповое соединение деталей изделия из древесины”.

    Организация рабочего места: учащиеся выполняют задание – каждый на своем рабочем месте. Для выполнения работы понадобятся: верстак, заготовки, стамеска, киянка, мелкозубая пила, измерительная линейка, клей, кисти, струбцины или тиски, шлифовальная шкурка.

    Изготовить подрамник для картины с помощью вязки прямым сквозным шипом.

    Правила техники безопасности.

    Текущий инструктаж. Самостоятельное выполнение учащимися задания. Текущее наблюдение учителя, контроль за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения задания.

    Заключительный инструктаж. Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ учащихся, разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызывающих.

    IV. Итоговая часть.

    Установка на следующий урок. На следующем уроке продолжится знакомство с технологией обработки древесины.

    Источник:
    http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/602973/

    Урок «Виды шиповых соединений»

    Муниципальная бюджетное общеобразовательное учреждение

    Гимназия №19 города Орла

    Открытый урок на тему:

    « Виды шиповых соединений»

    «Шиповые столярные соединения»

    Познакомить учащихся с шиповым способом соединения деталей изделий из древесины;

    Совершенствовать эстетическое воспитание учащихся;

    Способствовать развитию технического мышления.

    Комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного).

    Устный опрос, рассказ, демонстрация наглядных пособий (использование презентации выполненной в программе PowerPoint), практическая работа.

    I. Организационно-подготовительная часть

    Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы и целей урока.

    II. Теоретическая часть

    Повторение пройденного материала:

    — Как затачивают стамески, долота и ножи для стругов?

    — Что называют доводкой и правкой лезвия?

    — Для чего нужна прифуговка зубьев пил?

    — Как затачивают зубья пил для поперечной распиловки?

    — Как затачивают зубья пил для продольной и смешанной распиловки?

    — Как производят развод зубьев пил?

    — Как должна располагаться режущая кромка относительно подошвы струга?

    — Как настраивают и крепят нож на стругах с деревянной колодой?

    — Как настраивают и крепят нож на стругах с металлической колодой?

    Читайте также  Улей Удав Давыдова: как сделать своими руками с чертежами и размерами, Пчеловодство для начинающих

    — Для чего служит стружколоматель?

    — Как прочищают засорившийся леток?

    — Перечислите правила безопасности при очистки лотка.

    Изложение нового материала:

    Учитель свое объяснение сопровождает показом призентации.

    План рассказа учителя:

    Виды столярных соединений

    Разметка и запиливание шипов и проушин

    Долбление проушин и гнезд. Сборка шипового соединения.

    Основные виды столярных соединений

    Столярные соединения бывают неразъемные и разъемные. К первым относятся соединения на гвоздях, ко вторым — на шурупах. На гвоздях и шурупах детали соединяют сравнительно быстро, но соединения не

    обеспечивают высокой прочности.

    Шиповые соединения деревянных изделий.

    В клеевых соединениях различают элементы: шип, гнездо, проушину и др.

    Шип — выступ на торце заготовки, соответствует размерам и профилю проушины или гнезда соединяемой заготовки.

    Гнездо — отверстие (углубление) в заготовке, соответствует размерам и профилю шипа.

    Проушина — гнездо на торце заготовки, открытое с двух или трех сторон.

    В немецком языке слово «шифф» , переводится как «средняя часть чего-либо», термин » шип » как средняя часть соединения детали.

    Из клеевых соединений распространены шиповые. Они разделяются на угловые концевые, угловые серединные и угловые ящичные. Выбор количества шипов на зависит от толщины соединяемых деталей. Бруски толщиной до 40 мм соединяют одинарным шипом, бруски толщиной 40..80 мм — двойными или тройными , бруски толщиной свыше 80 мм — тройными многократными .

    Правила определения размеров шипов и проушин:

    Размеры угловых концевых

    и угловых серединных соединений определяют по формулам: S = 0.4 So ; S 1 = S 3 = 0.5( So S 1)

    Углового ящичного соединения:

    Изделия с шиповым соединением деталей изготавливают по сборным чертежам.

    2. Разметка и запиливание шипов и проушин

    Для получения шипов и проушин заготовку вначале надо разметить в продольном и поперечном направлениях. Размечают шипы и

    проушины с обеих сторон заготовки. На той ее части, которую надо удалить, карандашом делают пометку (Х).

    Сначала ведут поперечную разметку. Для этого длину шипа (проушины) откладывают с помощью линейки и карандаша от базового торца вдоль ребер. С помощью угольника отметки соединяют поперечными линиями по пластям и кромкам. Рассчитав ширину шипа (проушины), размечают ее рейсмусомпо торцу икромкам продольными линиями.

    После разметки проушины и шипы запиливают, используя пилу с мелкими зубьями, заготовку закрепляют в заднем зажиме верстака с наклоном 50 и делают запил.

    Затем ее выравнивают и продолжают продольное пиление.

    Пропил ведут рядом с разметочной линией по удаляемой части , не заходя за линию поперечной разметки. Затем проводят поперечное спиливание участков древесины («щечек») для получения шипа. «Щечки» спиливают поочередно сначала с одной стороны заготовки, затем — с другой.

    На производстве шипы и проушины получают станочники шипорезного станка. Они должны хорошо знать свойства древесины, устройство станков, уметь выполнять все станочные операции, затачивать инструмент, настраивать станки.

    Долбление проушин и гнезд

    Долбление является обработкой древесины резанием резцом в вертикальном направлении.

    Проушины и гнезда получают с помощью долот и стамесок.

    Долото предназначено для долбления гнезд и проушин. По его ручке наносят удары киянкой. Для предохранения ручки от раскалывания на нее насаживают еще одно металлическое кольцо. Рабочая часть долота иметь форму клина с углом 35º.

    Стамеска применяется для зачистки шипов, гнезд и проушин, срезания фасок, подрезки подгоняемых деталей. Рабочую часть стамески затачивают под углом 20°.

    Термины » долото » и » стамеска » от немецкого языка переводятся как » долбящее железо «.

    Долбят деталь на подкладной доске. Лезвие долота ставят параллельно линии поперечной разметки на расстоянии примерно 1 см от торца и фаской в сторону дна проушины.

    Удерживая долото строго вертикально, по нему наносят удары киянкой. Затем отступают от торца на 5 -7 мм, ударяют по долоту и, наклонив его, подрезают и откалывают слой древесины.

    Устанавливают долото у линии поперечной разметки. Гнездо долбят поочередно от обеих линий поперечной разметки.

    На производстве механическое долбление древесины проводят станочники цепно-долбежных станков. Они выдалбливают продолговатые отверстия с помощью резцов движущейся долбежной цепи.

    4. Сборка шипового соединения

    Для сборки шипового соединения шипы и проушины подгоняют до

    необходимого размера , подрезают стамеской и зачищают напильником.

    Для обработки стамеской заготовку закрепляют на верстаке. Правой рукой нажимают на торец стамески, а левой обхватывают ее стержень и регулируют направление резания. Напильником зачищают боковые стенки и дно проушины. Соединение деталей будет прочным , если шип входит в проушину при несильном ударе киянкой или нажатии рукой. Киянкой следует ударять

    не по шипу, а через подкладную доску.

    П одогнав шиповое соединение, его разбирают для склеивания. Вначале шип и проушину смазывают клеем, выдерживают для впитывания клея в древесину, а затем соединяют.

    Собрав и склеив изделие, пользуясь подкладными досками, его сжимают в углах струбцинами. В зависимости от вида клея изделие выдерживают в сжатом состоянии до 24 ч.

    Шиповое соединение после сжатия строгают, чтобы убрать неровности на стыках. Строгают, закрепив изделие клиньями на верстаке, с двух сторон на полный размах рук полным движением рубанка.

    Затем строгают кромки. Изделие закрепляют в переднем зажиме верстака с подкладной доской. Шиповые соединения строгают поочередно движением рубанка от края к центру соединенной детали.

    Контролируют качество работы с помощью линейки и угольника.

    На производстве шиповые соединения собирают сборщики изделий из древесины.

    III. Практическая часть

    Практическая работа «Шиповое соединение деталей изделия из древесины»

    Организация рабочего места :

    Учащиеся выполняют задание — каждый на своем рабочем месте.

    Для выполнения работы понадобятся: верстак, заготовки, долото, стамеска, киянка, мелкозубая пила, измерительная линейка или штангенциркуль, клей, кисти, струбцины или тиски, напильник, шлифовальная шкурка.

    1. Получите у учителя заготовки на изготовление рамки с шиповым соединением;

    2. Рассчитайте размер шипа, толщины щечек проушины;

    3. Составьте эскизы на шип и проушину с простановкой размеров;

    4. По рассчитанным размерам разметьте шиповое соединение для изготовления рамки;

    5. Запилите шипы и спилите «щечки»;

    6. Закрепите на верстаке с подкладной доской заготовки с запиленными проушинами и произведите долбление;

    7. Проконтролируйте качество работы с помощью измерительной линейки или штангенциркуля;

    8. Подгоните стамеской или напильником шипы и проушины до их плотного соединения;

    9. Склейте шиповые соединения и зажмите их в струбцины, проверив равенство диагоналей рамки;

    Зачистите выданные учителем склеенные шиповые соединения;

    Правила техники безопасности:

    1. Необходимо надежно закреплять заготовку на верстаке;

    2. Работать следует только исправным и хорошо заточенным инструментом;

    3. Не следует подрезать шипы и проушины стамеской и напильником, держа детали на коленях или в руке, а делать это нужно на верстаке в закрепленном положении;

    4. Нельзя резать древесину стамеской в направлении руки, поддерживающей деталь, нужно двигать стамеску лезвием от себя;

    5. Следует ударять киянкой точно вдоль оси долота;

    6. Переносить долото (стамеску) можно только лезвием вниз;

    7. По окончании работы долото (стамеску) нужно класть лезвием от себя. Нужно

    проследить, чтобы лезвия не выступали за край крышки верстака;

    Самостоятельное выполнение учащимися задания. Текущие наблюдения учителя, контроль за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения заданий.

    Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ учащихся, разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших, разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в общественно полезном труде.

    IV. Итоговая часть

    Установка на следующий урок:

    На следующем уроке продолжится знакомство с технологией обработки древесины.

    Учащиеся получат знания о другом способе соединения деталей из древесины — шкантами и шурупами с нагелями.

    Повторить пройденный материал;

    Прочитать параграф 9 в учебнике (6, с. 43-46);

    Уборка рабочих мест.

    Список используемой литературы :

    1. Бобров, В.А. Справочник по деревообработке /Серия «Справочники», -Ростов н/Д:

    2. Карабанов, И.А. Технология обработки древесины: учеб. Для учащихся 5-9 кл.

    общеобразовательных учреждений.- М: Просвещение,1995.

    3. Самородский, А.Е., Симоненко, В.Д., Тищенко, А.Т. Технология. Трудовое обучение: учебник для учащихся 7 кл (вариант для мальчиков) общеобразоват. Шк.

    / под ред. Е.С. Глозман, — М.: Мнемозина,2012.

    4. «Мебель своими руками» Клятис Г. Я.

    «Лесная промышленность» 1989г.

    5. « Столярные работы» Л.Н. Крейндлин

    М. Высшая школа 1982 г.

    6. Технология. Индустриальные технологии: 6 класс:

    учебник для учащихся общеобразовательных организаций

    / А.Т. Тищенко, В.Д Симоненко. – М : .Вентана- Граф, 2014 – 192 с.

    Источник:
    http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/_vidi_shipovih_soedinenij_232656.html