САМОДЕЛКИН ДРУГ

САМОДЕЛКИН ДРУГ

Как сделать гусеничный вездеход своими руками

Уважаемые посетители сайта «Самоделкин друг» сегодня мы с вами рассмотрим подробную пошаговую инструкцию по сборке самодельного гусеничного вездехода «Улан-3» Собрал данный вездеход умелец Александр Уланов из Свердловской области деревня Новая Ляля. Данный гусеничный вездеход собран полностью из узлов и агрегатов Отечественного производства, заимствованных у автомобилей и мотоциклов, единственное двигатель был куплен новый «Lifan» 22 л/с. Гусеницы собраны из транспортерной ленты, а в качестве траков использованы металлические уголки, гусеница соединяется между собой через металлическую петлю. В качестве опорных катков установлены колеса от ВАЗ. КПП от мотоцикла «Урал« Карданный вал от картофелекопалки с передаточным числом 1,25. Планетарный тормоз с передаточным числом 4 на дисковый тормоз. Вес машины составляет порядка 650 кг.

Гусеничный вездеход имеет меньшее удельное давление на грунт за счет равномерного распределения веса по всей плоскости гусеницы соприкасающейся с поверхностью земли. Так же данный вездеход имеет герметичный корпус-лодку за счет чего может преодолевать водные преграды.

Давайте рассмотрим процесс сборки более подробно.

Материалы

  1. двигатель «Lifan» 22 л/с
  2. КПП мотоцикл «Урал»
  3. транспортерная лента
  4. уголок
  5. профтруба
  6. колеса ВАЗ

Инструменты

  1. сварочный инвертор
  2. УШМ (болгарка)
  3. дрель
  4. набор гаечных ключей
  5. молоток
  6. рулетка

Пошаговая инструкция по сборке гусеничного вездехода своими руками.

Ведущий мост.

Редуктор и планетарный механизм.

Установка двигателя на раму вездехода.

Между КПП и задним мостом будет установлена гибкая муфта.

Фрикцион собран из дисков сцепления мотоцикла «Урал» Крутящий момент передается за счет цепной передачи.

Корпус вездехода.

Приспособление для сгибания клыков ведущей звездочки.

Транспортерная лента.

Собирается гусеница, в качестве траков мастер использует уголок.

Вот такой замечательный гусеничный вездеход получился, на нем можно ездить на рыбалку,охоту, в лес-тайгу по грибы и ягоды. За счет герметичного корпуса-лодки он может плавать по воде. Так же обязательно посмотрите как устроен фрикцион сделанный из дисков сцепления мотоцикла «Урал» Приятного просмотра.

Источник:
http://www.samodelkindrug.ru/kak-sdelat-gusenichnyj-vezdehod-svoi/

Как сделать простейший механизм поворота на гусеничном вездеходе: бортовые фрикционы, варианты самоделок

Механизм поворота на гусеничном вездеходе — это один из важных узлов, без которых не может происходить его нормальное движение. Такие агрегаты имеют высокую проходимость по пересеченной местности, он надежен и прост в эксплуатации.

Детали узла

Есть несколько способов изготовления узла поворота, простейший из них — это компоновка с помощью правого и левого тормозов. Если нажимается тормоз (правая рука), то агрегат поворачивает направо, если на левый тормоз — налево.

Необходимо, чтобы одна из гусениц при повороте отключалась, тогда двигатель справится, самодельный агрегат будет поворачивать.

Необходимые детали узла:

  1. Звездочки.
  2. Редуктор.
  3. Цепь.
  4. Раздаточный блок.
  5. Шестерни.
  6. Корзина сцепления.
  7. Суппорт.

Что такое фрикционы

Фрикционы — это узлы сцепления в коробке передач, которые передают крутящий момент. Делаются они из высокопрочной стали в форме диска, на который приклеивается накладка.

Фрикционы бывают двух типов:

  1. Неподвижные, они находятся в связке с корпусом коробки передач, диски из металла имеют накладку.
  2. Вращающиеся фрикционы двигаются вместе с шестернями. Делаются эти элементы из мягкого материала (например, картона с графитовым напылением).
  1. На одном валу ставят 3 суппорта 2108.
  2. На вращающейся каретке располагают диск от 2108, а также звездочки (32 зуба).
  3. В одной опоре монтируют прокладку, она обеспечивает передачу жидкости на суппорт.
  4. Ведомую звездочку помещают между диском и опорой.

Максимальное количество оборотов — 360 в минуту. Ведущая звездочка получает крутящий момент от ДВС.

Варианты самодельных механизмов поворота

Механизмы поворота дифференцируются по 3 видам:

  1. Фиксация блока в точке, которая во время поворота сохраняет неизменную скорость, при этом коленчатый вал и коробка передач не меняют параметров крутящего момента.
  2. По количеству расчетных радиусов поворота. Скорость одной гусеницы остается постоянной, скорость второй снижается.
  3. Когда отстающая и забегающая гусеницы снижают свои скорости.

При создании механических трансмиссий, второй и третий типы более практичны.

Они реализуют автоматическое понижение скорости движения вездехода.

Первый тип обладает недостатком: поворот происходит за счет переключения передачи, потому что в противном случае силовая установка не будет справляться с нагрузкой и заглохнет.

Простой планетарный механизм

Планетарной называют двухступенчатую зубчатую передачу, в которой существуют фиксированные оси. Благодаря такой конструкции в пределах оси вращения есть возможность складывать и раскладывать угловые скорости (или крутящий момент). Планетарная передача состоит из зубчатых колес разного диаметра: одна ось зафиксирована, другая неподвижна. Шестеренки на неподвижной оси контактируют друг с другом через зубчатые колесные элементы, которые крепятся на подвижных осях.

По количеству зубчатых элементов передачи дифференцируют на:

Первые бывают с фиксированными осями и планетарные. По компоновке осей бортовые передачи делятся на соосные (расположены на одной линии) и несоосные.

Для вездеходов 6х6

Машины 6х6 обладают прекрасной проходимостью по пересеченной местности. Такие агрегаты на гусеничном ходу надежны, долговечны, просты в эксплуатации.

  1. Достаточно мощная силовая установка.
  2. Подвеска должна быть мягкая и надежная.
  3. Колеса в такой машине все ведущие, две пары управляемых.
  4. Межколесные дифференциалы могут блокироваться.
  5. Каждое колесо имеет автономную подвеску.
  6. Весит «6х6» в пределах тонны, мощность двигателя составляет 30-50 л.с.

Другие способы сборки

В продаже трудно встретить небольшой экономичный гусеничный аппарат, который можно использовать на небольшом приусадебном участке.

Машины собирают из б/у легковых авто (чаще всего ВАЗ), что обеспечивает приемлемую мощность.

Рама может быть:

Силовые установки и трансмиссии берут от ВАЗ. В основе гусеничных механизмов часто компонуются также мотоциклетные рамы, мини-вездеход на их основе сделать проще всего, он будет надежен в эксплуатации, экономно расходует топливо.

Источник:
http://specmahina.ru/vezdehod/prosteyshiy-mehanizm-povorota-na-gusenichnom.html

Как сделать фрикционы на самодельном гусеничном вездеходе

Сообщение Rokk » 24 дек 2012, 17:23

Здравствуйте господа Самодельщики!!
Начинаю разработку легкого вездехода-гусеничника общей массой до 1 тонны и возникает много вопросов на которые
полазив по форуму не нашел однозначных ответов.
А в частности интересует возможность использования сцепления от легкового авто
скажем от Жигулей в качестве бортового фрикциона.
Что в нем может не выдержать если его поставить прямо на борт.
— Корзина
-Диск
-Вал (бывший первичный)

Если Вал, то почему бы не использовать сцепление скажем от Волги там шлицевая у вала диаметром
близко к шлицевой полуоси жигулей.
Глубина шлицевой диска сцепления примерно 28мм (У жигулей) наверное как и у саттелита мо

А может быть использовать бортовой редуктор.

Использование сцепления подкупает видимой простотой по сравнению скажем с планетаркой которой нету и преимуществом перед дифференциальным поворотом, а в частности возможности осуществления плавных поворотов путем размыкания контура без притормаживания, отсутствия удвоенного вращения гусеницы при повороте (точности, дозированности управления). Ну и конечно же отсутствие самого диффа в ненужный момент пробуксовывания.

Буду очень признателен если наконец то расставим точки над и по этому поводу .

Сообщение Evgenii72 » 24 дек 2012, 17:30

Сообщение Rokk » 24 дек 2012, 17:38

Сообщение улан » 24 дек 2012, 17:42

Сообщение aleks727 » 24 дек 2012, 17:46

Сообщение Evgenii72 » 24 дек 2012, 17:47

Сообщение Rokk » 24 дек 2012, 18:37

Сообщение Asterix » 24 дек 2012, 18:55

Корзина и диск. Без бортового редуктора будут пробуксовывать и перегреваться.

Использование корзин сцепления в качестве фрикционов заманчиво. Весь вопрос в передаваемом ими моменте. В идеале передаваемый момент с учётом всех последующих редукторов, должен быть больше момента, который может развить двигатель с учётом всех предыдущих редукторов. На практике это выливается в необходимость применения либо очень мощных однодисковых сцеплений (тяжёлые), либо многодисковых сцеплений (где взять?).
Можно зайти с другой стороны. Рассчитать, сколько крутящего момента необходимо иметь на ведущих звёздочках, чтобы перекрыть 90% потребностей. В оставшихся 10% объезжать препятствие, использовать лебёдку, брать меньше груза и т.п.
Например. Приводная звезда 0,15 м радиусом, бортовой редуктор 4:1, сцепление Ваз (примерно 15 кг/м). Получаем округлённо 350 кг тяги с гусеницы. Если сопротивление меньше — вездеход поедет, если больше — будет буксовать сцепление-фрикцион. Для относительно лёгкого гусеничника, ИМХО, вполне неплохо.

Читайте также  Бесконтактная динамо-машина своими руками

Сообщение Бандерлогин » 24 дек 2012, 18:56

Rokk
Для того, чтобы получить более-менее толковый ответ на Ваш вопрос попрошу задать его также более толково:
1. Что именно Вам надо, т.е. какие планируете условия эксплуатации аппарата. Одно дело Вам нужна скорость — поддатому с друзьями промчать по укатанному снегу на асфальте, или же передвигаться по льду водохранилища как Драга. Другое дело жесткая эксплуатация в лесу как у Авиатора, где уровень нагрузок в разы другой. И т.п.
2. Какой машиностроительной базой обладаете? От этого зависит исполнение узлов.
3. Проистекает из п.2 — какое качество исполнения Вы хотите получить. Одно дело Вы согласны после каждого выезда костоправить трансмиссию, а совсем иное когда при ее поломки Вас найдут только МЧС и «в твоем доме будет играть музыка, только ты ее не услышишь». Это я к тому из чего делать бортовые, диски, корзины и т.п.
4. И самое главное — какой бюджет? Какие Вы планируете использовать узлы — от бу Ваза и Заза, либо новые в том числе и импортные.

P.S я бы рассмотрел сцепление от дизельного джипа. При этом изготовил новым демпферный диск без пружин на диске сцепления. Чтоб не выламывало перегородки между пружинами (такой опыт себе на трактор есть). Но это опять п.2

Сообщение Evgenii72 » 24 дек 2012, 19:31

Сообщение НОВОСИБ » 24 дек 2012, 19:57

Сообщение Evgenii72 » 24 дек 2012, 20:03

Сообщение Rokk » 24 дек 2012, 20:16

Друзья, спасибо всем за ответы.

Эксплуатировать планирую и зимой (на рыбалку) до места, и летом в болото за клюквой. Все больше укрепляется мысль что сцепление от Ваза не то, почему выбрал от Ваза -легкодоступность для экспериментов, цена. Естественно бюджет хотелось бы снизить по возможности, хотя прекрасно отдаю себе отчет о предстоящих вложениях.
Дифференциальный поворот как то — не мое что-ли.
Ремни в качестве фрикционов интересное несложное решение, тем более что клиновые ремни есть и для высоконагруженных передач. Но опять же маловато информации по эксплуатации оных в этом качестве.
Очень понравилась ссылка на планетарку в самодельном корпусе.

В общем судя по всему сцепление скорее всего отпадает, не хочется МЧС лишний раз звонками из болота беспокоить, у них и без меня работы много.

Буду думать по ремням, посчитаю нагрузки, посмотрю характеристики
ремней. Если и здесь сомнения будут глодать обратим взор к планетаркам.

По машиностроительной базе, что могу сказать — стандартный гараж, сварочник, болгарки, дрели, остальной инструмент все есть.
Токарка и фрезеровка на стороне, поэтому стараюсь свои конструкции делать с минимумом токарки и максимумом серийных деталей , для унификации.

Источник:
http://lunohoda.net/forum/viewtopic.php?t=8301

САМОДЕЛКИН ДРУГ

Как сделать гусеничный вездеход своими руками

Уважаемые посетители сайта «Самоделкин друг» сегодня мы с вами рассмотрим подробную пошаговую инструкцию по сборке самодельного гусеничного вездехода «Улан-3» Собрал данный вездеход умелец Александр Уланов из Свердловской области деревня Новая Ляля. Данный гусеничный вездеход собран полностью из узлов и агрегатов Отечественного производства, заимствованных у автомобилей и мотоциклов, единственное двигатель был куплен новый «Lifan» 22 л/с. Гусеницы собраны из транспортерной ленты, а в качестве траков использованы металлические уголки, гусеница соединяется между собой через металлическую петлю. В качестве опорных катков установлены колеса от ВАЗ. КПП от мотоцикла «Урал« Карданный вал от картофелекопалки с передаточным числом 1,25. Планетарный тормоз с передаточным числом 4 на дисковый тормоз. Вес машины составляет порядка 650 кг.

Гусеничный вездеход имеет меньшее удельное давление на грунт за счет равномерного распределения веса по всей плоскости гусеницы соприкасающейся с поверхностью земли. Так же данный вездеход имеет герметичный корпус-лодку за счет чего может преодолевать водные преграды.

Давайте рассмотрим процесс сборки более подробно.

Материалы

  1. двигатель «Lifan» 22 л/с
  2. КПП мотоцикл «Урал»
  3. транспортерная лента
  4. уголок
  5. профтруба
  6. колеса ВАЗ

Инструменты

  1. сварочный инвертор
  2. УШМ (болгарка)
  3. дрель
  4. набор гаечных ключей
  5. молоток
  6. рулетка

Пошаговая инструкция по сборке гусеничного вездехода своими руками.

Ведущий мост.

Редуктор и планетарный механизм.

Установка двигателя на раму вездехода.

Между КПП и задним мостом будет установлена гибкая муфта.

Фрикцион собран из дисков сцепления мотоцикла «Урал» Крутящий момент передается за счет цепной передачи.

Корпус вездехода.

Приспособление для сгибания клыков ведущей звездочки.

Транспортерная лента.

Собирается гусеница, в качестве траков мастер использует уголок.

Вот такой замечательный гусеничный вездеход получился, на нем можно ездить на рыбалку,охоту, в лес-тайгу по грибы и ягоды. За счет герметичного корпуса-лодки он может плавать по воде. Так же обязательно посмотрите как устроен фрикцион сделанный из дисков сцепления мотоцикла «Урал» Приятного просмотра.

Источник:
http://www.samodelkindrug.ru/kak-sdelat-gusenichnyj-vezdehod-svoi/

Как сделать фрикционы на самодельном гусеничном вездеходе

Разберем часто встречающиеся ошибки при создании трансмиссий автомобиля и попробуем их исправить.

1. Одной из существенных ошибок является установка двигателя и двух коробок переключения передач, соответствующих этому двигателю. Делается такое обычно с целью увеличения числа передач. Ранее в статье

мы рассмотрели, как надо рассчитывать по максимальному крутящему моменту двигателя нагрузки, которые должны гарантированно выдерживать отдельные узлы автомобиля. По аналогии со схемами трансмиссий вездеходов из упомянутой выше статьи нарисуем на основе узлов ВАЗ-2101 схему значимой части трансмиссии вездехода с двумя коробками переключения передач.

Синим цветом обозначены рассчитанные значения, которые являются для узлов минимально гарантированными. Tin – максимальный крутящий момент на входе узла, Tout – максимальный крутящий момент на выходе узла, 1 ПЧ – передаточной число первой передачи.

На схеме видно, что между двигателем и первой коробкой переключения передач (КПП) может возникнуть максимальный крутящий момент 87,3 Нм, что соответствует норме. На выходе первой КПП максимальный крутящий момент может составить 320 Нм. Этот момент может оказаться на входе второй КПП. Но вход второй КПП рассчитан на крутящий момент не более 87,3 Нм. Если это не приведет к немедленному разрушению второй КПП, то она будет вполне в состоянии на первой передаче создать крутящий момент 1174 Нм. Этот крутящий момент поступит на главную передачу (ГП) моста, который рассчитан только на крутящий момент не более 320 Нм.

Таким образом, использование узлов ВАЗ-2101 при соединении двух КПП подряд приведет к сверхнормативным перегрузкам второй КПП и ГП моста. Делать такую трансмиссию категорически нельзя.

Как можно выйти из этого положения, если мы располагаем только узлами трансмиссии ВАЗ-2101 и необходимо большое число передач.

Можно использовать двигатель с максимальным крутящим моментом, в 3,67 раза меньшим, чем максимальный крутящий момент двигателя ВАЗ-2101.

87,3 Нм / 3,67 = 23,8 Нм.

Получится следующая схема трансмиссии.

Схема стала не слишком энерговооруженной, но сбалансированной по крутящим моментам схемой трансмиссии вездехода на узлах автомобиля ВАЗ-2101.

2. Второй достаточно распространенной ошибкой является использование двигателя переднеприводного автомобиля с родной коробкой переключения передач (КПП) и главной передачей (ГП) в составе коробки, которую нагружают на мост ВАЗ-2121 при создании гусеничного вездехода. Мост ВАЗ-2121 непосредственно приводит в движение ведущие звездочки гусениц. Авторы таких реализаций полагают, что понижение числа оборотов после двигателя главными передачами КПП и моста позволят получить довольно низкую минимальную скорость вездехода. Что же происходит на самом деле?

Читайте также  Принудительная очистка очереди печати, как выполняется?

Схема такой трансмиссии выглядит следующим образом.

На схеме хорошо видно, что трансмиссия хорошо сбалансирована по крутящим моментам до выхода из ГП КПП. На выходе ГП КПП ВАЗ-21083 при передаточном числе (ПЧ) 4,9 крутящий момент может составить 1896 Нм, а на мост ВАЗ-2121 можно подавать только 529 Нм. Перегрузка моста будет более, чем в три раза. Такую трансмиссию делать категорически нельзя.

Что делать? Обязательно необходимо поменять мост ВАЗ-2121 на существенно более мощный. Практически идеальным решением будет применение в качестве моста, приводящего в движение ведущие звездочки гусеницы, заднего моста УАЗ Хантер.

Рассчитаем максимальный крутящий момент моста УАЗ Хантер.

Двигатель ЗМЗ-51432, устанавливаемый на УАЗ Хантер, выдает максимальный крутящий момент 270 Нм. Первая передача КПП УАЗ Хантер имеет передаточное число 3,83.

На выходе КПП максимальный крутящий момент будет равен

270 Нм х 3,83 = 1034 Нм

На выходе штатной раздаточной коробки УАЗ Хантер максимальный крутящий момент может составить

1034 Нм х 1,94 = 2006 Нм

Таким образом, мост УАЗ Хантер обязан воспринять крутящий момент как минимум 2006 Нм.

Схема трансмиссии становится такой.

Схема трансмиссии гусеничного вездехода стала полностью сбалансированной по крутящим моментам.

Из изначально неправильной схемы трансмиссии получили очень удачную схему с огромным потенциалом. Силовая установка малого гусеничного вездехода будет состоять всего из двух компактных узлов – двигателя ВАЗ-21083 с коробкой переключения передач и заднего моста УАЗ Хантер.

Есть повод посчитать тягу и минимальную скорость вездехода.

Довольно часто в качестве ведущей звездочки гусеницы вездехода применяют автомобильный диск на 13 дюймов (диаметр 330 мм). Радиус такой звездочки 0,165 м.

Делим максимальный крутящий момент на выходе ГП моста на радиус звездочки.

8245 Нм / 0,165 / 9,8 = 5099 кгс (килограмм-сила).

Тяга вездехода огромная, что позволяет использовать силовую установку на основе такой схемы в вездеходах с полной массой до 2,5 тонн.

Считаем обороты полуосей моста при минимальной скорости.

1000 об/мин / 3,636 (ПЧ КПП) / 4,9 (ПЧ ГП КПП) / 4,11 (ПЧ моста) = 13,66 об/мин.

Вычисляем длину окружности ведущей звездочки гусеницы.

330 мм х 3,14 = 1,036 м.

За минуту вездеход проедет 1,036 м х 13,66 = 14,15 м, за час 14,15 м х 60 = 845 м = 0,85 км.

Минимальная скорость вездехода – 0,85 км/час, что даже несколько меньше требуемого 1 км/час. Многих это очень устроит. Остальные могут вместо довольно редкой главной передачи КПП с ПЧ=4,9 применить гораздо более распространенную главную передачу с ПЧ=4,1.

Тогда минимальна скорость будет равна 0,85 х 4,9 / 4,1 = 1 км/час

Получили практически идеальную трансмиссию гусеничного вездехода с одним единственным недостатком: мало передач.

На основе полученной схемы, безусловно, можно создать и колесный вездеход. Поставив между мостом и колесами бортовые редукторы.

3. Третьей распространенной ошибкой является установка избыточно мощных узлов и агрегатов. Это возникает как в результате переоценки перспектив поломки более компактных узлов, так и в результате вынужденного применения узлов, которые уже есть в наличии.

Предположим, что в схеме вездехода на основе ВАЗ-2101

нам захотелось вместо моста ВАЗ-2101 и бортовых редукторов поставить мост ГАЗ-66.

Например, у нас есть мост ГАЗ-66, и нет денег на бортовые редукторы.

Если поставить мост ГАЗ-66 сразу после КПП ВАЗ-2101, то ничего, кроме увеличения веса нам это не даст, а сам мост окажется сильно недогруженным. Попробуем его корректно встроить в схему трансмиссии и посмотреть, что из этого получится.

Двигатель ГАЗ-66 ЗМЗ 513 имеет максимальный крутящий момент 290 Нм.

Коробка переключения передач ГАЗ-66 имеет максимально передаточное число 6,55.

На выходе КПП максимальный крутящий момент составит 290 х 6,55 = 1900 Нм.

На выходе раздаточной коробки ГАЗ-66 максимальный крутящий момент составит 1900 Нм х 1,982 = 3766 Нм. Соответственно на ГП ГАЗ-66 можно спокойно подавать крутящий момент 3766 Нм.

На выходе КПП ВАЗ-2101 максимальный крутящий момент – 320 Нм. Разница более, чем в 10 раз.

Смотрим вариант гусеничного вездехода. Используем схему, расположенную в конце статьи

Главная передача ВАЗ-2101 и бортовой редуктор ГАЗ-71 имеют общее передаточное число 4,3 х 3,9 = 16,77.

Передаточное число ГП ГАЗ-66 равно 6,83.

Делим 16,77 на 6,83 и получаем 2,46. Именно такое передаточное число должен иметь редуктор, который мы должны установить между КПП ВАЗ-2101 и мостом ГАЗ-66, чтобы минимальная скорость вездехода была 1 км/час.

Получается следующая схема гусеничного вездехода.

Мост ГАЗ-66 останется недогруженным в 4,8 раза. В качестве расплаты тут же получаем избыточный вес.

Вес моста ГАЗ-66 – 252 кг, вес моста ВАЗ-2101 – 52 кг, вес бортового редуктора ГАЗ-71 (или Т-40) порядка 35 кг. В сумме мост ВАЗ-2101 плюс два бортовых редуктора имеют массу 122 кг, что на 130 кг меньше моста ГАЗ-66. Массы разнятся в 2 раза.

В гусеничном вездеходе нет никакого смысла при рабочей массе вездехода 1500 – 3500 кг использовать мост ГАЗ-66.

В колесном варианте вездеход получается намного интересней.

Ставим между КПП ВАЗ-2101 и мостом ГАЗ-66 редуктор с ПЧ = 3766 Нм / 320 Нм = 11,77 и получаем полностью нагруженный крутящим моментом мост. Колеса сразу ставим на мост.

Передаточное число от КПП ВАЗ-2101 до колеса получаем 11,77 х 6,83 = 80,4.

Исходное ПЧ было 4,3 х 20,2 = 86,9. Соответственно, минимальная скорость вездехода с мостом ГАЗ-66 будет равна 1 х 86,9 / 80,4 = 1,08 км/час.

Вполне нормально использовать в колесном вездеходе мост ГАЗ-66 вместо набора мост ВАЗ-2101 + 2 бортовых редуктора с ПЧ 20,2. Правда при этом придется решать вопрос редуктора с ПЧ 11,54 между КПП ВАЗ-2101 и мостом ГАЗ-66.

Здесь можно скачать PDF файл с нарисованными элементами трансмиссии.

Здесь можно ознакомиться с основными ошибками, допускаемыми при создании цепного привода, в том числе и при создании популярного колесного вездехода ДИФ-4.

Однако лучше статьи с сайта читать последовательно в соответствии с их нумерацией в разделе «Каталог статей».

Источник:
http://off-roader.ru/publ/osnovnye_oshibki_pri_sozdanii_transmissij_vezdekhodov/1-1-0-3

Самодельный гусеничный вездеход

Вездеходы гусеничные не относятся к военной технике, однако обладают всеми преимуществами армейских машин: проедет в самые труднодоступные места и даже без особых трудностей пересечет водные преграды. Основное преимущество этого типа оборудования перед другими заключается в том, что машина на гусеничном ходу может быть оснащена большим количеством различных модулей (кузовов, прицепов), предназначенных для определенных видов работ. Такие машины помогают проводить разведку местности, доставлять снаряжение и продукты к нефтяной станции, научной базе или туристическому лагерю, эвакуировать пострадавших, проводить поисково-спасательные работы. А ещё этот вид техники широко используется для активного отдыха.

Описание и принцип работы гусеничных вездеходов

Ключевая деталь любого гусеничного вездехода — собственно, гусеницы. Шасси гусеничного трактора включает в себя каркас, гусеничные движители и подвеску.

Основные элементы движителя:

  • гусеница, состоящая из отдельных звеньев, соединенных шарнирным способом;
  • ведущая звездочка;
  • направляющее колесо с амортизатором;
  • ролики;
  • опорные ролики.

Движитель работает следующим образом. Крутящий момент, создаваемый двигателем, вращает колесо цепи, которое перематывает цепь. В свою очередь, гусеница воспринимает силу реакции опорной поверхности и передает эту силу на корпус машины. Таким образом происходит перемещение. Подвеска содержит упругие элементы, с помощью которых гусеничные движители соединяются с каркасом.

Вездеходы передвигаются по труднопроходимым местностям

Главное преимущество гусеничного хода состоит в том, что он обеспечивает более низкое удельное давление на землю из-за равномерного распределения веса по всему уровню трассы в контакте с грунтом.

Читайте также  Как сделать собаку из шарика-колбаски, схема

Других принципиальных конструктивных отличий от колесных машин нет. Именно поэтому самодельные вездеходы на гусеницах получили такое широкое распространение: достаточно установить гусеничную ленту, например, на квадроцикл или самоходную грузовую тележку, и простейший вездеход готов.

Разновидности вездеходов

По типу движителя различают:

  • колёсные;
  • гусеничные;
  • на воздушной подушке (аэролодки или универсальные внесезонные машины-амфибии);
  • шнеко-роторные (на винтовых движителях, хорошо подходят для сырой местности и водных преград, но не подходят для дорог с твердым покрытием и наносят изрядный ущерб природе).

По типу двигателя:

  • дизельные (более мощные и экономичные);
  • бензиновые (стоят дешевле).

По способности преодолевать водные преграды:

  • сухопутные (преимущественно колесные);
  • амфибии (кузов одновременно представляет собой лодку с герметичным корпусом, которую можно использовать для преодоления водных барьеров).

Гусеничный вездеход плавающий широко используется для активного отдыха. Для форсирования рек с быстрым течением он не подходит, так как может опрокинуться. Зато на спокойных реках, озёрах, прудах может применяться свободно.

По применению:

  • легкие пассажирские — к этой категории относится большинство самодельных вездеходов;
  • пассажирские — подходит для перевозки одно-двух пассажиров;
  • грузо-пассажирские — имеют вместительный кузов, где может разместиться порядка 10 человек или 4 спальных места, либо может быть погружен груз весом до 1 тонны;
  • тягачи — мощные машины, использующиеся для буксировки грузовых и пассажирских прицепов.

По типу рамы:

Отдельно стоит отметить машины, способные развивать относительно большую скорость. Скоростной гусеничный вездеход может двигаться со скоростью до 50 км/ч. Такие модели популярны у поклонников активного отдыха, на них можно добраться до далеко расположенного объекта, а также отрабатывать приемы экстремального вождения на заснеженной или ледяной поверхности.

Порядок изготовления вездехода

Есть умельцы, которые изготавливают своими руками не то что вездеходы — танки в натуральную величину. Однако чаще всего в планах домашнего мастера — мини вездеход гусеничный, на котором можно съездить в лес, на рыбалку, за грибами, а также в магазин или в гости к соседу по размытой дороге или напрямик по пересеченной местности. Как правило, они не оборудованы пассажирским местом и грузовым отсеком, однако являются компактными, недорогими и экономичными машинами.

Простейшие мини вездеходы на гусеницах делаются из грузовых самоходных тележек. Достаточно установить на колеса гусеничную ленту, изготовить которую легко и просто из резиновой полосы и металлических скоб, предотвращающих соскальзывание ленты. Однако следует помнить, что гусеничный движитель, повышая проходимость, одновременно отнимает скоростные характеристики. Поэтому обычно мастера стараются собрать машины на основе более скоростных моделей и даже покупают мощные моторы отдельно.

Для начала необходимо определиться с имеющимися запчастями и решить, каких размеров и мощности будет машина. Базовый чертеж гусеничного вездехода можно найти в интернете и доработать, но лучше сделать с нуля, используя нужные размеры и детали.

Необходимые инструменты и материалы

Рассмотрим два способа сделать самодельную вездеходную машину. Первый попроще, второй — чуть сложнее.

У многих сельских жителей есть мотоблок, который не жалко превратить в вездеход. В идеале стоит брать дизельный мотоблок, он мощнее. Итак, за основу взят дизельный мотоблок «Зубр». Замечателен он тем, что имеет мощность двигателя целых 8 л. с., достаточно мощный аккумулятор с генератором, а также фару для перемещения в темное время суток. Ключевая черта — данная модель способна притормаживать левым или правым колесом, что дает возможность разворачиваться на месте за счет отдельного тормоза на каждое колесо. Это позволяет переработать его по типу гусеничного трактора ДТ-75, где поворот осуществляется посредством фрикционов, притормаживающих колеса с той стороны, куда нужно повернуть.

Никаких изменений в конструкцию вносить не нужно. Достаточно соединить колеса с одной стороны резиновой лентой и заблокировать сцепное устройство между мотоблоком и адаптером.

Вездеход можно изготовить несколькими способами

Необходимые инструменты:

  • острый и прочный нож-резак;
  • монтировка;
  • отвертки шлицевая и крестовая;
  • кусачки;
  • молоток.

Материалы: покрышки от трактора МТЗ-82 — они пойдут на гусеницы резиновые для вездехода. Достаточно двух покрышек.

Процедура проста:

  1. Срезать боковую часть покрышки. Она достаточно твердая, но если нож хорошо заточен, проблем не возникнет.
  2. Натянуть остаток покрышки на колёса с одной стороны.
  3. Повторить для второй покрышки и колес с другой стороны.

Работа закончена. Как видно, мастер не производит никаких конструктивных доработок с мотоблоком, поэтому эта работа доступна даже начинающим механикам.

Второй способ посложнее и потребует умения соединять детали и узлы от разных машин. Зато результат порадует мощностью и проходимостью.

Необходимые детали и материалы:

  • двигатель (в приведенном примере мастер приобрел новый «Lifan» мощностью 22 л. с.);
  • КПП от мотоцикла «Урал»;
  • транспортерная лента (для изготовления гусениц);
  • уголок металлический;
  • профтруба металлическая;
  • колеса от легкового автомобиля ВАЗ (любой «классики»).

Инструменты:

  • УШМ (болгарка);
  • сварочный инвертор;
  • набор гаечных ключей;
  • дрель;
  • молоток;
  • рулетка.

Такой набор найдется в любой мастерской и не потребует дополнительных затрат.

Гусеницы являются основным элементом вездехода

Порядок сборки

Действия по сборке:

  1. Сварить раму из профтрубы.
  2. Собрать редуктор и планетарный механизм.
  3. Установить двигатель на раму.
  4. Установить гибкую муфту между КПП и задним мостом.
  5. Собрать фрикцион из дисков сцепления мотоцикла «Урал».
  6. Установить цепную передачу, которая будет передавать крутящий момент.
  7. Сварить корпус вездехода.
  8. Собрать гусеницы. Для основы используется транспортерная лента, в качестве траков — уголок.

В результате получится одноместный вездеход, прочный, надежный и достаточно простой по конструкции, чтобы все возможные неполадки можно было устранить максимально быстро и недорого. Еще одно важное преимущество состоит в том, что большинство узлов и деталей можно найти на разборках, а значит, снова сэкономить. Двигатель можно взять старый и менее мощный, но если нужны хорошие скоростные характеристики и по-настоящему высокая проходимость, 22-сильный Lifan будет оптимальным выбором.

Рекомендации по изготовлению

Еще один вариант, как сделать вездеход гусеничный, развивающий сравнительно большую скорость:

  1. Взять гусеницу от снегохода (например, «Буран»), разрезать или распилить вдоль на две части.
  2. Изготовить опоры для звёздочек.
  3. Сварить раму для радиаторов охлаждения двигателя.
  4. Установить заднюю ось с ведущими звёздами, крепление для суппорта и редуктор от мотороллера «Муравей».
  5. Установить двигатель мощностью не менее 20 л.с. Идеально подойдет мотор с кроссового мотоцикла (объем 250 м3, охлаждение жидкостное).
  6. Окрасить раму в любой цвет (лучше яркий, чтобы точно не потерять машину в лесу или поле).

Результат — компактный мини вездеход, развивающий максимальную скорость около 50 км/ч. Габаритные размеры вездехода составляют 150 см в длину, 82 в ширину, высота 75 см по рулю.

Заключение

Вездеходы, они же снегоболотоходы на гусеничном ходу, высоко востребованы, чтобы ездить в лес и на рыбалку. Они широко используются в сельской местности, где на проезжую дорогу можно рассчитывать только летом. Гусеничный ход дает малое удельное давление на грунт, так как давящая масса распределяется по нижней плоскости гусеницы. Это позволяет гусеничным машинам успешно преодолевать болота, снежные завалы, а при наличии герметичной кабины — еще и плавать.

Источник:
http://traktordream.ru/bez-rubriki/samodelnyy-gusenichnyy-vezdehod/