Как и чем смазывают кулер компьютера и ноутбука

Как и чем смазывают кулер компьютера и ноутбука?

Свойства смазочных материалов, применяемых в вентиляторах компьютерных кулеров, во многом определяют износостойкость последних. Неправильно подобранная смазка грозит шумами, вибрацией, выходом узла из строя. Чтобы этого не случилось, важно знать, чем и как смазать кулер компьютера или ноутбука.

Как выбрать смазку для кулера?

Интернет-поисковик выдаёт огромный объём информации в ответ на поставленный в заголовке вопрос. Однако большинство статей на эту тему поверхностно, а рассуждения пользователей технических форумов не подтверждаются фактами и основаны лишь на личном опыте. Между тем эксперименты со смазочными материалами без базисных знаний могут вызвать поломку не только охлаждающего устройства, но и неисправность дорогостоящих компонентов системного блока.

Каждый компьютерный вентилятор содержит подшипник. Последние бывают двух типов – качения и скольжения. Подшипники качения встречаются как закрытые, так и открытые. Первые, в отличие от вторых, не требуют периодической смазки. Подшипники скольжения изготовлены из специальных сплавов и материалов и содержат антифрикционные наполнители, что подразумевает длительный срок работы без профилактического нанесения смазки.

Для разных типов подшипников применяют различные смазочные материалы. Однако в вентиляторах современных систем охлаждения ПК львиную долю составляют узлы скольжения, поэтому сделаем упор именно на них.

Правильная смазка для данного узла должна соответствовать определённым критериям, это:

  • Оптимальная для высоких частот вращения вязкость. Данному требованию удовлетворяют относительно жидкие масла, но никак не густые материалы.
  • Наличие в составе смазки специальных дисперсионных добавок (например, тефлона) для более лёгкого запуска и остановки подшипника. Во время набора скорости и торможения вентилятора имеет место так называемый граничный режим с интенсивным уровнем износа деталей. Наполнители образуют плёнку и облегчают граничный режим.
  • Отсутствие любого негативного влияния (набухание, усадка пластика и резины, коррозия металлических сплавов) на компоненты вентилятора. Многие моторные, трансмиссионные и индустриальные масла не подходят для нанесения на подшипник компьютерного кулера, так как обладают такими эффектами.
  • Повышенные проникающие свойства. Смазка должна легко проникать в зазоры всех поверхностей устройства.
  • Повышенная адгезия (сцепление). Материал, обладающий низкой степенью прилипания, будет вытекать из узла.

Использование WD-40 для смазывания вентиляторов в компьютерах активно обсуждается в сети. Мнения противоречивы. В одних источниках утверждается, что средство отлично справляется с поставленной задачей, из других следует, что пользоваться им не стоит.

Между тем на официальном сайте компании-производителя WD-40 нет ни слова о том, что состав можно применять для смазывания кулеров ПК. Средство рекомендуется для удаления жира, битумных пятен, остатков клея и чистки электрических контактов. Им можно смазывать детали, которые не вращаются с большой скоростью. Вентиляторы сюда явно не относятся.

И всё же при обработке подшипника кулера химическим составом под маркой WD-40 эффект будет, но не долговременный. Процентное содержание масел в нём невысокое, а основные компоненты химически весьма активные, что грозит повреждением поверхностей движущихся частей вентилятора, их заклиниванием и выходом из строя устройства.

Графитовая смазка

Многие специалисты не рекомендуют пользоваться графитовой смазкой, так как:

  • графит является проводником электрического тока и может стать источником ещё больших проблем, нежели шум движущихся элементов системы охлаждения ПК;
  • графитовая смазка используется для обработки движущихся на невысоких и средних скоростях тяжёлых механизмов, а кулеры не из их числа.

С другой стороны, в некоторых специализированных составах, продающихся в компьютерных магазинах, можно встретить совсем небольшое количество графитовой пыли, улучшающей скольжение элементов подшипника.

Какое выбрать масло?

Исходя из вышесказанного, для смазывания вентиляторов наилучшими характеристиками обладают масла:

  • достаточно жидкие;
  • формирующие на поверхности плёнку;
  • обладающие эффектом заполнения шероховатостей и зазоров.

Это довольно большая группа материалов, и к ним однозначно не относятся животные и растительные составы в любых пропорциях и вариациях.

Наиболее подходят для обработки компьютерного кулера следующие средства:

  • Масла малой вязкости. Среди них оружейное, трансформаторное, машинное, веретённое и т. п. Они отличаются прекрасной проникающей способностью, создают очень тонкую плёнку. Рекомендуются для высокоскоростных механизмов с небольшой динамической нагрузкой.
  • Масла средней вязкости. Сюда относят моторное, трансмиссионное и пр. Образуют плёнку потолще, неплохо проникают и заполняют зазоры, дольше держатся на поверхности и могут справиться с высокими нагрузками. Имеют минус — нагружают механизм.

Отдельно стоит сказать про смазки высокой вязкости. К ним относят солидол, литол и т. д. Ими можно пользоваться, но с осторожностью, нанося мизерное количество, и только для обработки мощных кулеров (например, применяемых в блоках питания).

Густые смазывающие составы плохо проникают, но принудительное вдавливание в зазоры может на какое-то время (до покупки нового вентилятора) помочь запустить почти «убитое» устройство. Небольшие и микровентиляторы в ноутбуках смазывать такими составами нельзя.

Между тем в специализированных магазинах предлагается большой ассортимент смазывающих средств для кулеров. Эти синтетические смазки обладают абсолютной инертностью и работают в широком температурном режиме (от -20 до +200. 300 °C). Удобство работы и точное дозирование обеспечивает специальный шприц, в котором находится масло. И в большинстве ситуаций, лучше воспользоваться готовым решением (например, SPO-1 или SPO-2).

Как смазать кулер?

В компьютере может быть установлено как минимум два кулера: в блоке питания и на центральном процессоре. Также системы охлаждения устанавливают на производительные видеокарты. Непосредственно воздушная среда внутри системного блока может охлаждаться одним или двумя дополнительными вентиляторами.

Обычно кулерам не требуется профилактическая смазка, достаточно бывает прочистить (продуть) вентилятор и радиатор. Но если устройство сильно вибрирует и шумит, его нужно либо срочно менять, либо смазывать. Но прежде необходимо определить проблемное устройство.

Для этого вентиляторы попеременно (кратковременно!) притормаживают пальцем в центре крыльчатки. Не следует браться за лопасти, можно поранить руку. Методом исключения вычисляют проблемный узел. Последний в этом звене — кулер блока питания, так как обычно до него невозможно добраться без разборки.

Вентиляторы блока питания, процессора и видеокарты, так же как и дополнительные, установленные на корпусе, конструктивно устроены и разбираются одинаково. Различия могут быть в вариантах крепления и габаритах.

В некоторых случаях вентилятор не нужно снимать с радиатора или откручивать от корпуса. Обычно такое возможно, когда устройство гонит поток воздуха от радиатора или корпуса, а не на них. Если же наблюдается обратная ситуация, для того, чтобы снять узел, придётся обратиться к описанию конкретного компонента.

Как правило, на радиаторах центрального процессора и видеокарты вентилятор крепится на специальных защёлках. В блоке питания и на корпусе охлаждающее устройство прикручено винтами. Чтобы добраться до кулера в блоке питания, последний придётся снять и разобрать.

Чтобы добраться до подшипника, осторожно отклеиваем наклейку (круглая, расположена со стороны выхода проводов). Старайтесь не повредить её и не испортить липкий слой клея.

Дополнительно устройства снабжены резиновой или пластиковой заглушкой, что существенно облегчает процесс. Пробку нужно аккуратно поддеть острым шилом и вынуть.

Непосредственно крыльчатку вентилятора держит маленькая плоская разрезная шайба из пластика. Её нужно снять, воспользовавшись шилом и отвёрткой. Нужно быть предельно осторожным — данный элемент крепежа очень хрупкий. Теперь, чтобы извлечь крыльчатку, снимите резиновое кольцо с вала.

Перед смазыванием требуется убрать с поверхностей узла грязь и старую смазку. Для этого применяют чистый спирт или специальные очистители. Для данных целей не следует использовать ацетон и другие средства с агрессивными составами. Они могут повредить пластиковые и резиновые элементы вентилятора и нанести вред электронным компонентам двигателя.

После полного испарения очистителя поставьте крыльчатку на место и нанесите небольшое количество смазки (буквально каплю с иглы). Покрутите элемент за лопасти, чтобы масло распределилось. Крыльчатка должна свободно вращаться по инерции. После манипуляций закрепите кольцо и шайбу.

Протрите очистителем верхнюю часть крыльчатки и приклейте наклейку. Если последняя не держится, воспользуйтесь скотчем.

Смотрите видео, где домашний мастер показывает, как смазать кулер и рассказывает чем лучше это сделать:

Как часто нужно смазывать вентилятор компьютера?

Изначально в подшипниках кулеров заложено достаточное количество заводской смазки, она конструктивно защищена от воздействия негативных факторов извне и не требует профилактических мероприятий по замене или добавлению смазывающего состава. Однако тяжёлые условия эксплуатации, особенно непрерывная работа и высокий температурный режим снижают гарантийный срок действия смазки.

По этой причине обработку элементов вентиляторов в компьютерах и ноутбуках проводят по факту, когда появляются шумы или вибрации, генерируемые кулером. Однако, зачастую проблема решается заменой устройства на новое.

Наиболее подходящими для смазывания подшипников вентиляторов ПК являются синтетические машинные масла, например, автомобильное или состав для смазки швейных машин. Не стоит для этих целей использовать густые смазки, средства с обильным содержанием графита и агрессивные составы типа WD-40. Смазывать кулеры животным жиром или растительным маслом категорически противопоказано.

Источник:
http://masterservis24.ru/289-chem-smazat-kuler-kompyutera-noutbuka.html

Как смазать неразборный вентилятор

Жаль я не картавый, тоже бы видеоблогингом занялся

Всегда считал кулер расходником — теперь перед тем как выкинуть буду разбирать. Хотя пробить отверстие и сэкономить полтора рубля не так уж сложно.

вот за ссылки спасибо, без них это видео не имело бы смысла. по поводу целесообразности смазки есть смысл продлить срок службы кулера ( особенно было актуально на старых видеокартах. недавно продлил жизнь кулеру на gf6100 (2005г. выпуска — до смазки дребезжало как триммер жкхашников в 7 утра.Часто использовал ранее разведенный в растворителе солидол, масла подсолнечные оливковые использовать крайне не советую. а так сейчас силиконовая смазка хорошо для такого дела идет. и стоит понимать смазка не панацея — раз в 15лет хочешь/не хочешь а менять придется кулер

Что заставляет хромых танцевать, безмозглых — выносить суждения, а картавых — говорить?

Для любителей смазать свой «вентилятор» 🙂

Подшипник в кулерах имеет значение

Пришел давеча клиент и попросил ему рассказать о корпусных кулерах. В довес моим пояснениям нашел прекрасный материал на просторах интернета. Решил поделиться, может кому нибудь пригодиться .

Подшипник скольжения (sleeve bearing)

Простейший тип подшипника, состоит из втулки, покрытой антифрикционным материалом, внутри которой вращается вал.

Уровень шума — В исправном состоянии — низкий, однако при износе таких подшипников кулеры в целом начинают сильно шуметь из-за вибрации.

Ресурс — Относительно невысокий и сильно зависит от эксплуатационной температуры и вибрационных нагрузок. У современных вариантов заявляется ресурс до 35 тысяч часов, однако он достижим только в идеальных условиях, на практике такие подшипники служат в два-три раза меньше.

Читайте также  Стильные люстры (47 фото): модные потолочные подвесные модели для спальни и гостиной, какие сейчас в моде

Стоимость — Самый дешёвый тип подшипника.

Подшипник скольжения c винтовой нарезкой (rifle bearing, Z-Axis bearing)

Подшипник скольжения со специфическими нарезами на втулке и оси, осуществляющими рециркуляцию смазывающей жидкости.

Уровень шума — Низкий

Ресурс — Существенно выше чем у простейших подшипников скольжения и приближается к FDB-подшипникам.

Стоимость — Немного выше, чем у обычных подшипников скольжения, но ниже, чем у FDB-подшипников.

Гидродинамический подшипник (FDB bearing)

Усовершенствованный подшипник скольжения, в котором вращение вала происходит в слое жидкости, постоянно удерживающейся внутри втулки за счёт создающейся при работе разницы давлений.

Уровень шума — Низкий

Ресурс — Существенно выше, чем у подшипников скольжения, заявляются цифры до 80 тысяч часов, однако в реальных эксплуатационных условиях эту цифры также стоит уменьшить минимум вдвое.

Стоимость — Выше, чем у обычных подшипников скольжения, но ниже, чем у подшипников качения.

Подшипник качения (ball bearing)

Из всех типов подшипников качения в кулерах применяются только радиальные шарикоподшипники, состоящие из двух колец, тел качения (собственно шариков) и сепаратора.

Уровень шума — Формально — выше чем у подшипников скольжения, однако из-за большего ресурса в равных условиях длительной эксплуатации кулеры на таких подшипниках не оказываются более шумными, чем аналоги на подшипниках скольжения, более подверженные износу.

Ресурс — Заявленный ресурс может быть от 59 до 90 тысяч часов, в реальных условиях эксплуатации такие подшипники существенно долговечнее, чем подшипники скольжения.

Стоимость — Выше, чем у подшипников скольжения.

Керамический подшипник качения (ceramic bearing)

Подшипник качения с использованием керамических материалов.

Уровень шума — Низкий.

Ресурс — Заявленный ресурс может быть до 160 тысяч часов при достаточно высоких эксплуатационных температурах, фактически, в настоящее время это самые долговечные подшипники, применяемые в кулерах.

Стоимость — Самая высокая.

Подшипник масляного давления (SSO)

Усовершенствованный гидродинамический подшипник. Отличается увеличенным слоем жидкости (смазки) Для уменьшения износа вал центрируется установленным в основание постоянным магнитом

Уровень шума — Самый низкий.

Ресурс — Заявленный ресурс может быть до 160 тысяч часов при достаточно высоких эксплуатационных температурах, фактически, в настоящее время это самые долговечные подшипники, применяемые в кулерах.

Стоимость — Выше чем у подшипников качения, но ниже чем у керамических подшипников качения

Самосмазывающийся подшипник скольжения (LDP)

Усовершенствованный подшипник скольжения. Имеет защиту от пыли, соответствующую IP6X, и специальный слот для восстановленного масла, которые увеличивают срок службы вентилятора.

Уровень шума — В исправном состоянии — низкий.

Ресурс — Заявленный ресурс может быть до 160 тысяч часов при достаточно высоких эксплуатационных температурах, фактически, в настоящее время это самые долговечные подшипники, применяемые в кулерах.

Стоимость — Выше чем у подшипников скольжения (sleeve bearing), ниже чем у гидродинамических

Подшипник с полиоксиметиленом (POM Bearing)

Усовершенствованный подшипник скольжения. Для увеличения срока службы вал покрыт полиоксиметиле́ном, обладающим пониженным коэффициентом трения скольжения.

Уровень шума — В исправном состоянии — низкий.

Ресурс — Заявленный ресурс может быть до 160 тысяч часов

Стоимость — Выше чем у подшипников скольжения (sleeve bearing), ниже чем у гидродинамических

Источник:
http://pikabu.ru/story/kak_smazat_nerazbornyiy_ventilyator_6800214

Как разобрать и смазать кулер
процессора, видеокарты и блока питания компьютера

Увеличение акустического шума, исходящего из системного блок компьютера обычно связано с нарушением работы вентиляторов (кулеров) охлаждения процессора, видеокарты или установленных в корпусе системного блока. Сначала шум появляется в момент включения компьютера и через пару минут исчезает. Шум пропадает, так как смазка на оси крыльчатки от ее вращения разогревается, делается более жидкой и проникает в подшипник. Но со временем шум становится постоянным, так как вся смазка израсходовалась. Если появился шум, необходимо срочно смазать подшипник кулера, иначе он износится и придется заменять кулер новым.

Смазывать подшипники кулера нужно машинным маслом. Пробуя разные смазочные материалы, опытным путем я нашел лучшую для подшипников кулеров смазку заводского или самостоятельного приготовления. Если нет под рукой никакого масла, то сгодится пара капель моторного масла, взятая со щупа проверки уровня масла в двигателе автомобиля.

Смазка подшипников качения (шариковые) и скольжения кулера не всегда приводит к успеху, если шум идет из-за физического износа оси, втулки, обоймы и шариков. В этом случае добиться положительного результата получится только на короткое время. Если же кулер шумит или медленно вращается (кстати, одна из причин замедления быстродействия компьютера и зависания в целом в результате перегрева процессора) из-за высыхания или запустения смазки, то новая смазка продлит срок эксплуатации кулера, как минимум вдвое.

Как разобрать кулер компьютера

Кулеры, установленные для охлаждения процессора, блока питания, видеокарты по конструкции устроены одинаково. Только отличаются способом крепления, габаритными размерами и производительностью. Поэтому разбираются и смазываются любые, установленные в компьютере кулеры по одинаковой технологии.

Чтобы смазать кулер его необходимо снять с радиатора и разобрать. Без снятия кулер смазать невозможно, так как сторона доступа к месту смазки обычно прижата к радиатору. На радиатор процессора кулер зачастую крепится на защелках, которые на первый взгляд незаметны. Об одном из распространенных вариантов крепления кулера на радиатор процессора можете почитать в статье «Как снять кулер с радиатора процессора».

Чтобы разобрать кулер для смазки, нужно со стороны, к которой подходят провода, аккуратно отклеить этикетку, которая приклеена липким слоем. Отдирать ее, чтобы не повредить, следует медленно.

В некоторых образцах кулеров установлена резиновая пробка. Для того чтобы ее вынуть, нужно поддеть пробку за край острым инструментом и извлечь. Это легко сделать, так как пробка просто вставлена с натягом.

Крыльчатка в корпусе кулера удерживается плоской пластиковой разрезной шайбой, зафиксированной в проточке оси. Для того, чтобы вынуть крыльчатку для смазки подшипника эту шайбу нужно снять.

Извлекать шайбу надо очень осторожно двумя инструментами. Разрез на глаз незаметен и нужно иглой, слегка надавливая, вести по кругу шайбы, пока не зацепите за место разреза. Маленькой отверткой прижимаете шайбу рядом с местом разреза с одной стороны, а шилом или иголкой поддеваете за другую сторону от места разреза и извлекаете по кругу шайбу с паза.

Делать эту операцию надо осторожно, чтобы не поломать и не потерять шайбу. Случается она улетает и приходится долго искать. Без этой шайбы кулер работать не сможет, так как крыльчатка не будет закреплена.

Извлекается резиновое колечко и вынимается крыльчатка. С ее оси снимается еще одно резиновое колечко.

У давно работающего кулера резиновые колечки могут быть полностью истерты и на месте их установки остались только продукты износа. К сожалению, такие резиновые колечки как запчасти не продаются, а без них даже смазанный подшипник кулера может издавать шум из-за продольного смещения оси крыльчатки во время работы. Если есть старые кулеры, можно попробовать колечко снять с них, может они уцелели. Обычно большему износу подвергается резиновое кольцо, установленное у фиксирующей шайбы, так как при работе кулера все давление ложится на него.

Если в кулере уцелело одно из колечек, то его нужно при сборке кулера установить на ось крыльчатки перед фиксирующей шайбой. В таком случае вполне возможно кулер будет работать тихо. В противном случае придется смириться с шумом или заменить кулер новым. Как заменить кулер, в том числе и нестандартных, о переделки разъема для подключения к питанию и цветовой маркировке проводов подробно изложено в статье «Как заменить кулер процессора, видеокарты, блока питания компьютера».

Как смазать кулер

Прежде, чем наносить графитную смазку на поверхности подшипника кулера нужно салфеткой, смоченной любым растворителем, удалить старую смазку и продукты износа подшипника, особенно тщательно из отверстия втулки подшипника. Тонким слоем на трущиеся части подшипника кулера наносится свежая графитная смазка, и кулер собирается в обратном порядке.

Если этикетка порвалась или не хочет прилипать, то скорее всего на поверхность корпуса кулера попала смазка. Нужно удалить ее растворителем. Если наклейка порвалась или клейкий слой потерял клеящие свойства, то вместо нее можно наклеить скотч, чтобы защитить подшипник от попадания пыли.

Графит сам по себе является смазкой потому, что его кристаллы чешуйчатые и плотно покрывают поверхность тонким слоем. Масло выполняет скорее связующую графит функцию. Нанесение самостоятельно изготовленной графитной смазки на изнашивающиеся поверхности подшипника, в сочетании синтетического машинного масла и графита обеспечит длительный срок работы кулера без замены и технического обслуживания.

Самостоятельное приготовление графитной смазки для кулера

Для приготовления графитной смазки нужно взять несколько капель синтетического машинного масла и добавить в него порошок графита. Тщательно перемешать до однородной массы. Должна получиться графитная смазка густой консистенции.

Графит для приготовления смазки кулера можно получить, сточив об мелкую наждачную бумагу грифель простого карандаша, или щетки от коллекторного электродвигателя. Некоторые щетки сделаны из смеси графита и угля. Поэтому если Вы не уверены, что щетка графитная, то лучше такую щетку не использовать. Конечно, лучше всего применять для смазки графитную промышленного изготовления.

Из чего изготовить разрезную пластиковую шайбу
Где найти для замены резиновое кольцо

По электронной почте мне пришло письмо, в котором посетитель сайта Василий поделился своим опытом ремонта кулеров. Его советы мне понравились, полагаю, что они пригодятся многим, кто столкнется с ремонтом кулера.

Часто приходится заниматься ремонтом кулеров и решил поделиться опытом:

✔ Если потерялась или поломалась разрезная пластиковая шайба, то её можно сделать из пластиковой карты проездного билета, главное подобрать карту подходящей толщины. Подойдут и визитки, которые изготовлены из такого же материала.

✔ Если рассыпалось, порвалось или потерялось резиновое кольцо, то его донором может послужить газовая зажигалка. Подходящее по размеру резиновое кольцо в ней есть под клапаном. В разных моделях зажигалок кольцо разной толщины, так что надо подобрать подходящее. Если попалось кольцо толще, чем надо, то его нужно установить на низ оси крыльчатки, а под фиксирующую шайбу подложить то, что ранее стояло на оси крыльчатки снизу.

Источник:
http://ydoma.info/kompjuter/kompjuter-remont/kompjuter-kak-smazat-kuler.html

В тишине и прохладе: чем смазать кулер компьютера, чтобы он хорошо охлаждал и не шумел

Жаркие предновогодние дни 2020-го – самое подходящее время заняться вопросами охлаждения наших маленьких железных «питомцев». Ведь праздники и последующие каникулы – отдых только для нас. А им предстоит пахать день и ночь ради нашего удовольствия и комфорта. Выдержат ли они такую нагрузку или взвоют от перегрева?

Читайте также  Палантин и его превращения в варианты одежды, Рукоделие

Чтобы компьютер хорошо охлаждался и не шумел, вентиляторы внутри него должны быть как следует смазаны. Эффекта фабричной смазки хватает на несколько лет, а дальше вопрос, чем смазать кулер, может встать для вас ребром очень неожиданно.

Хорошая смазка для кулера – какая она?

Литол? Солидол? Машинное масло? А подсолнечным тоже можно? А сливочным? А вазелином? Погуляв по интернетам и почитав советы бывалых, вы, скорее всего, запутаетесь еще больше, поскольку информации на эту тему много и она противоречивая.

На самом же деле хорошая смазка для кулера ПК – это средство с набором определенных свойств. Итак, она должна быть:

  • В меру жидкой и в меру вязкой, чтобы образовывать между трущимися поверхностями масляный клин, который будет препятствовать их контакту. Вентиляторы ПК вращаются на высоких оборотах, поэтому им не подойдет ни слишком жидкая, ни слишком густая смазка. Первая не обеспечит достаточного разделения трущихся деталей, вторая будет оказывать сопротивление вращению, а вследствие него – нагреваться, окисляться и терять рабочие свойства.
  • Способной к сохранению консистенции при температуре от 0°C до 80-200°C, не испаряться, не разделяться на фракции, не густеть, не разжижаться, не пениться.
  • Способной к проникновению и заполнению самых узких зазоров и полостей внутри вентилятора. С учетом того, что среди кулеров современных ноутбуков встречаются очень компактные модели.
  • Химически инертной, чтобы не вызывать коррозии и деформации пластмассовых, металлических и резиновых деталей.
  • С хорошими пластическими и адгезивными свойствами, чтобы обволакивать поверхности и не вытекать из вентилятора, если он негерметичен.
  • Способной к образованию устойчивой пленки в месте нанесения, которая обеспечивает антифрикционную защиту трущихся элементов во время набора скорости вентилятора, пока не сформировался масляный клин, а также при остановке.
  • Устойчивой к образованию комочков при попадании в нее твердых взвешенных частиц из воздуха.
  • Расфасованной во флаконы с застроенным носиком или шприцы. Такие емкости обеспечивают аккуратное введение смазки в вентилятор.

Кроме того, выбор смазки для компьютерного вентилятора зависит от типа его подшипника. 90% кулеров ПК оборудованы подшипниками скольжения, качения или тем и другим вместе (комбинированный подшипник). Подшипники гидродинамического типа (усовершенствованные подшипники скольжения), которые можно встретить в отдельных моделях дорогостоящих кулеров, герметичны и в смазывании не нуждаются, поэтому их рассматривать не будем.

Подшипник качения (первый на рисунке выше) состоит из двух колец различного диаметра, вставленных одно в другое. Между кольцами размещены тела качения, например, шарики, цилиндры или ролики, и сепаратор – элемент, который разделяет и удерживает тела качения на месте. Во внутреннее кольцо плотно вставляется вал крыльчатки вентилятора – эти две детали вращаются вместе. Смазка заполняет полости между телами качения, сепаратором и поверхностью колец.

Зазор между трущимися деталями в подшипнике качения имеет неравномерную ширину. В местах самого плотного контакта он равен нескольким микронам, поэтому масляный клин в нем не образуется. Для кулеров на подшипниках этого типа нужна смазка с высокими проникающими и пластическими свойствами, чтобы масляная пленка сохраняла устойчивость.

Подшипник скольжения (второй на рисунке выше) представляет собой полый цилиндр, куда помещается вал крыльчатки вентилятора. Между валом и стенками цилиндра, покрытого материалом с антифрикционными (препятствующими трению) свойствами, находится зазор, который заполняется смазкой.

К сожалению, ни моторные, ни тем более пищевые масла, ни вазелин, ни литол, ни солидол не обладают полным набором перечисленных свойств, а поэтому для смазывания вентиляторов ПК не годятся. Для таких узлов выпускаются смазки на основе силикона и синтетических масел, лучшие из которых мы рассмотрим ниже.

Лучшие смазочные материалы для компьютерных кулеров

Смазки Molykote

Molykote Omnigliss – дисперсия твердых смазок в минеральном масле с антифрикционными добавками и ингибиторами коррозии. Это продукт с превосходными проникающими свойствами, способный заполнять мельчайшие зазоры между деталями с образованием тонкой и очень скользкой масляной пленки. Он оптимально подходит для вентиляторов ПК на подшипниках скольжения.

Смазка Molykote Omnigliss работает в диапазоне температур от -30°C до 80°C, не боится влаги и пыли. Входящие в ее состав стабилизаторы препятствуют склеиванию твердых частиц (пылинок) и образованию сгустков.

Molykote G-4700 – синтетическая пластичная смазка для скоростных высоконагруженных соединений с высокими антикоррозионными свойствами. Хорошо подходит для вентиляторов на подшипниках качения и скольжения.

Продукт имеет расширенный диапазон рабочих температур – от -40°C до 177°C, сохраняет консистенцию во влажной и запыленной среде и препятствует образованию пылевых сгустков. Разового смазывания вентилятора ПК маслом Molykote G-4700 хватает на несколько лет активного использования.

Molykote G-4500 FM – синтетическая пластичная смазка для высокоскоростных вращающихся деталей, включая подшипники скольжения и качения. Продукт очень близок по характеристикам к Molykote G-4700 и отличается от него лишь возможностью использования в узлах, контактирующих с пищевыми продуктами. Хотя для пользователей ПК это не имеет значения.

Смазки EFELE

EFELE SG-391 – синтетическая пластичная смазка с высокими антикоррозионными свойствами, совместимая с различными видами пластмасс, эластомеров и металлов. Продукт сохраняет рабочие качества в диапазоне температур от -40°C до 160°C и пригоден для использования во влажной и запыленной среде.

Смазка EFELE SG-391 подходит для подшипников как скольжения, так и качения и рассчитана на долговременное использование. Вентилятор компьютера, смазанный EFELE SG-391, не потребует повторной обработки несколько лет.

EFELE SG-394 – термостойкая синтетическая пластичная смазка с высокими антикоррозионными свойствами, предназначенная для высоконагруженных скоростных соединений. Средство пригодно для смазывания подшипников скольжения и качения, работает в условиях агрессивных химических сред, не боится пыли и влаги.

Продукт рассчитан на длительное применение. Кулер, обработанный EFELE SG-394, избавит вас от шума на 1-3 года.

Смазки Steel CGC SPO

Steel CGC SPO-1 – химически инертное синтетическое масло, предназначенное для смазывания компьютерных вентиляторов. Диапазон его рабочих температур – от -20°C до 200°C. Масло имеет хорошие антикоррозионные свойства, пригодно к использованию в запыленной среде и совместимо с подшипниками любого типа.

Steel CGC SPO-1, как и другие продукты этой линейки, продается в 2-граммовых шприцах. Поэтому, в отличие от смазок EFELE SG и Molykote, расфасованных в 200-граммовые аэрозольные баллоны, обходится покупателям очень недорого.

Steel CGC SPO-2 – текучая силиконовая смазка для компьютерных вентиляторов на подшипниках скольжения и качения. Она образует в месте нанесения исключительно гладкую и устойчивую пленку толщиной несколько микрон, поэтому подходит для смазывания деталей, прилегающих друг к другу очень плотно.

Продукт химически инертен и не теряет своих свойств при сильном нагреве. Диапазон его рабочих температур составляет от -30°C до 300°C.

Steel CGC SPO-3 – восстанавливающая композитная смазка на основе синтетического масла. Предназначена для смазывания вентиляторов на подшипниках скольжения и качения. За счет того, что в ее состав входят твердые алмазные частицы (искусственные наноалмазы), она, по заявлению производителя, способна восстанавливать поврежденные трением элементы деталей и продлять срок эксплуатации вентиляторов.

Смазка Steel CGC SPO-3 сохраняет свои качества при температурах от -30°C до 300°C и может использоваться в сильно запыленной среде.

Как смазать кулер

Как понять, что вентилятор нуждается в смазывании

Как бы качественно ни был смазан вентилятор на фабрике, если он негерметичен, то рано или поздно эту процедуру придется повторить, иначе он будет шуметь и очень быстро выйдет из строя. Особенно если это вентилятор на подшипнике скольжения, которыми оборудуют бюджетные процессорные кулеры. А среди корпусных вертушек к этому типу относятся практически все, кроме самых дорогих.

Вентилятор, нуждающийся в смазке, начинает шуметь не сразу. Дешевые модели на подшипниках скольжения зачастую заявляют о себе шумом, когда масляный голод уже привел к механическому повреждению или деформации трущихся деталей. Исправить подобный дефект невозможно, смазка может лишь компенсировать его на короткое время, но долго такое устройство уже не прослужит.

Смазывать шумящий вентилятор зачастую бесполезно. Проще и дешевле его заменить.

Подшипники качения условно делятся на те, которые допускают смазывание и те, которые не допускают (герметичные). Вентиляторы на их основе стоят недешево, но и служат в несколько раз дольше, чем собранные на подшипниках скольжения.

Определить на глаз, что кулер нуждается в смазывании, возможно не всегда. Поэтому правильнее это делать не тогда, когда он начал завывать, а примерно 1 раз в год-полтора через 2-3 года с начала эксплуатации. Например, при чистке компьютера от пыли.

Порядок работы

Смазывание вентилятора – дело 10-ти минут. Для этого вам понадобится:

  • Отвертка для демонтажа устройства, если оно крепится на винтах.
  • Салфетка и кисть для удаления остатков пыли с вентилятора. Хотя при сильном загрязнении лучше промыть крыльчатку под краном при помощи щетки и моющего средства.
  • Плотная салфетка для защиты стола.
  • Салфетки, ватные палочки или зубочистки с намотанной ватой для удаления старой смазки, изопропиловый спирт.
  • Флакон или шприц со свежей смазкой.
  • Пинцет или узкая лопатка и игла.

Сняв вентилятор, убедитесь, что он обслуживаемый, то есть разборный. Попытки смазать неразборный девайс обычно приводят к его окончательной поломке.

Далее очистите вентилятор от пыли и расположите на столе нижней стороной вверх, где находится защитная наклейка.

Используя лопатку или пинцет, приподнимите край наклейки. В центре под ней находится резиновая заглушка, которая препятствует вытеканию смазки. Помогая себе пинцетом, снимите заглушку и с помощью иглы удалите фиксирующее резиновое кольцо, надетое на ось крыльчатки.

Извлеките крыльчатку из корпуса и тщательно удалите остатки старой смазки на обеих деталях с помощью салфеток и ватных палочек, смоченных спиртом. Еще раз очистите вентилятор от остатков пыли.

После очистки установите крыльчатку на место и нанесите на ее ось 1-2 капли свежей смазки. Следите за тем, чтобы масло не попало на липкую сторону наклейки, иначе она не будет держаться. Соберите устройство в обратном порядке.

Если смазка пролилась на наружные части вентилятора или вытекла из-под резиновой пробки, тщательно ототрите ее, иначе на это место будет налипать пыль.

Установите вентилятор в корпус ПК или ноутбука и включайте. Все готово!

Если при разборке вентилятора вы заметили какие-либо дефекты, например, то, что втулка подшипника имеет овальную форму, а крыльчатка покачивается в ней из стороны в сторону, то такой девайс стоит выбросить. Особенно если это часть процессорного кулера. От шума его не избавит даже самая лучшая смазка, а дальнейшая эксплуатация может привести к тому, что вам придется покупать еще и новый процессор.

Читайте также  Идеи для скетчбука: рисунки и стили

Источник:
http://f1comp.ru/zhelezo/chem-smazat-kuler-kompyutera/

Как разобрать, почистить и смазать вентилятор компьютера?

Повышенный шум и перегрев системного блока – симптомы неисправности вентиляторов охлаждения. Внутри ПК они есть на радиаторах процессора, видеокарты, внутри БП и на стенках корпуса компьютера.

Нагрев и шум возникает из-за износа подшипников. Смазка, образующая специальную маслянистую плёнку, загрязняется или испаряется, трение между шариками увеличивается. В этой статье я расскажу, чем смазать кулер компьютера и как его разобрать.

Как выбрать смазку для кулера?

Для кулеров необходимо использовать инертную кремний-органику, то есть силиконовую смазку или смесь силикон + тефлон.

Самый оптимальный вариант – использовать силиконовую смазку от производителя. Она служит около 4-5 лет, а потом высыхает.

Если такой смазки в наличии нет, подойдёт Литол-24. Это тугоплавкая смазка, которая не боится нагрева.

Третий вариант – солидол. Принцип действий, тот же.

Синтетическое или полусинтетическое машинное масло при любой температуре создаёт поверхностную плёнку. В результате и шума меньше и износа почти нет. Обычно у автомобилистов в гараже есть остатки в канистрах. Но использовать её лучше всего вместе с Литолом-24.

WD-40, хорошо подойдёт для смазывания неразборных кулеров. Трубочку, присоединённую к баллончику удобно вводить в зазор между корпусом и крыльчаткой. Придерживайтесь следующих правил:

  1. Вводите трубочку как можно глубже, чтобы смазка (хотя бы частично) проникла в подшипники, а не распылилась бы вся в зазоре.
  2. При вводе через зазор между крыльчаткой и корпусом не прикладывайте больших усилий, чтобы не повредить детали.
  3. Если после указанной процедуры проблемы останутся (шум, «клин»), повторите процесс.

Чем смазывать нельзя?

Не применяйте масло животного или растительного происхождения: оливковое, подсолнечное, конопляное и др. Оно застывает и накапливает грязь, что приводит к поломке вентилятора.

Нежелательно также использовать графитовую смазку. Это абразив, частички которого будут вызывать трение при работе и приведут к стиранию бронзовую обойму подшипника скольжения и выходу из строя вентилятора. Также графит может проводить электричество и произойдёт короткое замыкание.

Виды подшипников

Прежде чем приступать к разборке и смазке, желательно знать тип подшипника, который используется в вашем кулере. Это влияет на выбор масла и способ смазывания.

В вентиляторах бытовой и компьютерной техники используются подшипники:

  1. Скольжения (sleeve bearing) — наиболее распространенный и самый простой вид, который состоит из втулки с вращающимся валом. Втулка покрыта антифрикционным материалом. Для их смазки годится WD-40.
  2. Скольжения с винтовой нарезкой (rifle bearing, Z-Axis bearing) — имеет специфические нарезки на втулке оси, которые осуществляют рециркуляцию смазки.
  3. Гидродинамические (FDB bearing) — модернизированный подшипник скольжения, где вращение вала осуществляется в слое жидкого вещества, которая удерживается внутри втулки за счёт создающейся при работе разницы в давлении
  4. Качения (ball bearing, ceramic bearing) состоит из двух колец (шариков), тел качения и сепаратора. В качестве материала, может использоваться керамика. Для подшипников качения применяется консистентная смазка (силиконовая).
  5. Масляного давления (SSO) — улучшенный гидродинамический подшипник. Отличительной особенностью является большое количество жидкости (смазки) Для уменьшения износа вал центрируется установленным в основание постоянным магнитом
  6. Самосмазывающийся подшипник скольжения (LDP) — улучшенный подшипник скольжения. Есть защита от пыли, соответствующая IP6X, и специальный слот для восстановленного масла, которые увеличивают срок службы вентилятора.
  7. Подшипник с полиоксиметиленом (POM Bearing) — модернизированный подшипник скольжения. Для увеличения срока эксплуатации, вал покрыт полиоксиметиленом, обладающим небольшим коэффициентом трения скольжения.

В статье будет рассмотрена смазка кулеров с подшипниками первого и четвёртого типа: скольжения и качения.

Как снять вентилятор?

При снятии процессорного кулера соблюдайте аккуратность, чтобы не повредить чип и окружающие элементы. Вентиляторы крепятся двумя способами: при помощи замков либо на болтах. Также существуют несъёмные.

Если кулер закреплён к радиатору защёлками, просто отогните из и вытащите из замков. Затем отсоедините питание от материнской платы. С болтами аналогично – открутите их отвёрткой и снимите вентилятор.

При несъёмной конструкции можно провести только поверхностную очистку.

Чтобы снять вентилятор с блока питания, открутите БП от корпуса, отсоедините все провода. Затем открутите крышку и извлеките кулер. Запомните, как стоит вентилятор, чтобы по окончании процедуры поставить его в исходное положение. В некоторых БП провод питания невозможно отсоединить, потому что он припаян к плате — в этом случае придётся работать в стеснённых условиях.

Для того, чтобы снять кулер с видеокарты, извлеките её из слота материнской платы. Затем тонкой отвёрткой открутите болты системы охлаждения. В зависимости от модели видеокарты, кулер может быть встроен в радиатор или крепиться на отдельные болты. Вам нужен только сам вентилятор.

Как разобрать кулер?

Проделав эти не сложные действия, приступайте непосредственно к разборке самого вентилятора:

  1. Со стороны, где находятся провода отклейте этикетку.
  2. Острым предметом подденьте резиновую пробку и снимите её.
  3. Снимите стопорное кольцо, с прорезью на одной из сторон. Для этого кончик ножа или тонкой отвёртки, вставьте в прорезь и поверните на 90° чтобы оно раздвинулось и приподнимите кольцо.
  4. Уберите уплотнительное резиновое кольцо, обрамляющее стержень.
  5. Отсоедините крыльчатку от рамки вентилятора.
  6. Дальше можно чистить и смазывать.

Как смазать кулер?

Для начала удалите грязь и старую смазку салфеткой или ватными палочками. Предварительно смочите их в спирте или любом растворителе. Тонким слоем нанесите новую смазку на трущиеся части подшипника.

Без разборки

Чтобы смазать кулер без разборки, снимите его с компьютера, отклейте верхнюю наклейку и вытащите защитную накладку. Потом аккуратно оттяните вверх лопасти и в образовавшийся зазор капните из пипетки или шприца пару капель масла. Затем повращайте руками лопасти, чтобы смазка разошлась, и повторите операцию.

Смазка своими руками

Возьмите Литол-24 на кончик чего-то тонкого, ножа или отвёртки. Вдавите его в смазочное отверстие, сверху добавьте 2-3 капли масла для швейных машин, и заполните отверстие тем же Литолом-24. Швейное масло придаёт текучесть и образует масляную плёнку. Такой состав выдержит около 3-4 лет работы, по 12-15 часов в день и не уступит силиконовой смазке. При повторной смазке, после использования Литола, придётся удалить его затвердевшие остатки, разобрав кулер более основательно со снятием оси.

Для тех, кто лучше воспринимает видео, есть подробный обучающий ролик техно-кота:

  1. Перед разборкой и смазкой кулера, продуйте его и почистите от пыли.
  2. Запоминайте последовательность шагов, чтобы не было проблем при сборке. Фотографируйте каждый этап. Оставляйте пометки маркером.
  3. Выбирая смазку, учитывайте её тугоплавкость и способность создавать масляную плёнку. Сравните характеристики нескольких смазок и выберите лучшую. Почитайте свежие отзывы на профильных форумах. Производитель может менять характеристики обновляя ассортимент.
  4. Регулярно очищайте и смазывайте вентилятор, иначе он выйдет из строя и потребует замены.

Если вы дочитали статью до конца и у вас остались сомнения по поводу необходимости этой процедуры, возможно они обоснованы. Мытья и переборки достойны только хорошие дорогие кулера. Иногда лучше купить новый вентилятор, если он стоит дешевле, чем ваше время.

Источник:
http://zulkinoks.ru/sdelay-sam/chem-smazat-kuler-kompyutera.html

Чем смазать вентилятор компьютера

  • Чем смазать вентилятор компьютера
  • Как чистить блок питания
  • Как убрать шум при работе компьютера

Большинство компьютеров оснащены тремя вентиляторами. Один находится в блоке питания, второй — в корпусе компьютера, и третий — в центральном процессоре.

Неисправность вентилятора можно определить по шуму. Вентиляторы нужны для охлаждения системы. Если хотя бы один из вентиляторов перестанет работать, система может перегреться, и часть информации может исчезнуть.

Первым порывом может быть замена кулера. Но в этом чаще всего нет необходимости. Можно просто смазать неисправный вентилятор, и для этого достаточно одной капли масла.

Как выбрать масло

Неправильный выбор масла для вентилятора может привести к его полной поломке. Многие люди пользуются WD-40, специальной смазкой, разработанной американской компанией для смазывания всякого рода шумных и скрипучих поверхностей. Но не стоит использовать это средство для вентилятора компьютера.

Оно помогает лишь в том случае, если смазывают предмет, редко находящийся в движении, например, дверную петлю. Но вентилятор находится в постоянном движении, и крутится на большой скорости.

Лучше воспользоваться бытовым смазочным маслом, предназначенным для швейных машин, электроинструментов, дверных замков, петель.
Есть специальное масло для швейных машин. Оно легкое и вязкое, выдерживает высокую температуру и специально разработано для смазки деталей, работающих на высокой скорости.

Принцип работы вентилятора

Большинство вентиляторов держатся на подшипниках скольжения, состоящих из вала, который вращается внутри цилиндра или втулки.

Цилиндр состоит из пористого металла, смазанного маслом. Когда вал начинает вращаться, часть масла с втулки перемещается ближе к валу, создавая масляную пленку. Так металлические части почти не соприкасаются, не повреждаются, и шум почти не слышен.

В идеальном случае внутри цилиндра всегда достаточно масла, и вентилятор не изнашивается. Но при некоторых издержках производства, например, если подшипник плохо склеен, часть масла испаряется. Тогда вентилятор станет работать медленнее, его части начнут тереться друг о друга и изнашиваться, компьютер будет перегреваться. Появится шум.

В таком случае следует капнуть в кулер одну каплю масла.

Как смазывать вентилятор

Чтобы смазать вентилятор, надо разобрать компьютер и извлечь из него кулер. Положите вентилятор на стол и осторожно снимите наклейку. Часть наклейки находится сразу над зазором для проводков. Отсюда ее легче отогнуть.

Выньте из середины вентилятора резиновую пробку. Для этого можно воспользоваться небольшой отверткой, осторожно заведя ее за край пробки.

Вы увидите в образовавшемся углублении конец вала внутри цилиндра. Капните одну каплю масла в углубление. Достаточно всего одной капли, не нужно лить масло в подшипник. Верните на место резиновую пробку, заклейте ее сверху наклейкой. Иногда наклейка перестает клеиться. Тогда можно воспользоваться обычной изолентой.

После того, как вентилятор вернулся на место, компьютер должен поработать несколько минут прежде чем масло полностью смажет кулер. Через некоторое время компьютер станет работать тише и перестанет сильно нагреваться.

Источник:
http://www.kakprosto.ru/kak-871292-chem-smazat-ventilyator-kompyutera